Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Внешние хребты Карпат

Внешние хребты Карпат за миллионы лет надвинулись на прилегающую равнину и, как гигантские глыбы, наклонились в северо-восточном направлении. Центральную часть внешних (Скибових) Карпат занимают ломоть Горганы, простирающиеся от Мизунки - левого притока Свечи - до водораздела Прута с Черемошем. Самой западной их часть называют Свицько-Мизуньская Горганами (высшая точка на горе Хом - 1344 м). Восточнее от них находится значительно выше геоморфологический район - Аршиця-Илемське Горганы с живописными вершинами Яйко Илемське (1680 м) и Молодая (1724 м). Очень интересным для походов был бы и прямолинейный хребет Аршицы (Верх Менчилик - 1560 м), но до сих пор его коньком никто не прорубил тропы в густых, почти сплошных, зарослях жерепу. Как-то мне пришлось пройти по Аршицы несколько километров. Это отобрало 6:00 времени и кучу сил. В конце концов сошел с позвоночника. Здесь и родился новый «народный» высказывание: «Да пошел ты жерепом! .."

Итак, наш туристический маршрут на Горганским Яйко и Молодую сначала пройдет на Яйко Илемське - вершину правильной формы, доминирует над окружающими значительно ниже горами. Название «Яйко» вершине дали за характерную яйцевидную форму. Выйти из автобуса надо еще в начале с.Мисливка и там же найти указатель «На базу Бескид». Здесь надо обратить на дорогу, идущую несмотря реку Свеча, и идти этой дорогой около 4 - 4,5 км. На первом же повороте налево обращаем и выходим на мост через Свеча. Перейдя мост, видим, что дорога расходится в два направления: прямо и направо. Здесь надо повернуть направо. Примерно через 3 км опять приходим к развилке и снова сворачиваем направо на дорогу вдоль потока Правич. Этой дорогой здесь возят лес, поэтому она местами очень разбита. К тому же, им текут многочисленные ручейки. Поток Правич надо перейти по своеобразному мосту, который в действительности является трубой большого диаметра. Далее выходим на большую площадку, где и загружают спилен лес.

С этой площадки начинается заметный, не очень стремительный подъем дорогой. Местами этой дороги видно вырубку на перемычке между позвоночником Аршиця и вершиной Яйко Илемське. Примерно через 4 км после последней развилки обращаем влево. Сразу за поворотом дорога круто идет вверх и через некоторое время выходит на вырубку, которая уже успела местами зарасти молодыми деревцами. Здесь ориентироваться надо на вырубку на гребне перемычки, посередине которой - небольшая кучка деревьев. Чуть выше дорога теряется среди деревьев, но здесь можно идти и напрямик. Выйдя на самый гребень перемычки, выбираем дорогу дальше: маршрут на Горган Илемский налево или маршрут на Яйко Илемське направо. Тропа на гребне перемычки есть хорошо вытоптанной, а оба маршрута является промаркироваными. На этой же вырубке около того островка деревьев хорошо останавливаться на ночлег: дров здесь много, а к воде - истока реки Мшана - надо спуститься юго-восточным склоном гребня примерно на 50-60 м по абсолютной высоте.

По этой перемычки той же проторенной дорожке движемся практически горизонтально в юго-западном направлении. За километр тропа выводит на небольшую поляну, на которой можно остановиться на ночлег (вода с левой стороны от тропы). После поляны начинается относительно стремительный подъем. Далее тропа разветвляется. Двигаться надо сначала налево, ориентир - деревянный крест. Дойдя до траверса, идем прямо. Далее тропа выводит на безлесных горную долину в седловине между вершинами Яйко и Большой Лысак. По этой долины к верхушке Яйка Илемского ведет пологий подъем, на который уходит примерно 40 мин. Тропа идет между зарослей жерепу, иногда выходит на каменные россыпи.

С вершины Яйка Илемского спускаемся посреди зарослей жерепу каменными россыпями на юг и выходим на хорошо утоптанную тропу. Если идти налево, то этой тропе можно дойти до охотничьего домика, а уже оттуда - в г. Мшана, несмотря которую ведет старая дорога. Ниже она выводит на хорошо проторенный лесовозный путь, тянется до устья реки Мшана. Нам же надо вернуть на тропу, которая обходит траверсом восточные склоны вершин Плохиш (1668 м) и Укерня (1620 м). По Укернею через 3,2 км от горы Яйко Илемське есть источник, о чем следует помнить во время похода массивом Горганы. После источники еще 2 км тропа траверсом обводит северный склон неназванной еще вершины (1622 м), а затем выходит на гребень хребта.

Каменными россыпями горы гребнем выходим на вершину Сиван (1642 м). С этой вершины спускаемся точно на юг на протяжении примерно 1,5 км, выбирая лучшие проходы, к седловине, высота которой 1350 м. Оттуда снова берет начало хорошо утоптанная тропинка, которая идет гребнем хребта к склонам горы Молодая в юго-восточном направлении. Оттуда надо двигаться траверсом несмотря границу леса около 300 м и тогда тропе в направлении на северо-восток начать подниматься на вершину высотой 1630 м. Пройдя по этой тропинке примерно 1 км, оказываемся на самой точкцигоры Молодая (1724 м).

С Молоди тянется хорошо проторенная, недавно промаркирована тропа, идущая траверсом по южному склону дугообразной горы. Тропа эта сначала идет через вторую вершину горы Молодая, а затем ее отрогом - в направлении на восток, а затем на юг до урочища Круглое. Новая промаркирована тропа, еще не отмечена на картах, выводит ниже по течению Молоди, чем обозначено на картографических схемах (т.е. надо принимать более слева, вниз). Пройдя дорогой в направлении Осмолоди не более 1 км, увидим указатель начала маршрута на Грофу. До самого села еще более 9 км.