Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Основы казацкой демократии

Основы казацкой демократии


Известно, что среди казацко-рыцарских добродетелей, которые существовали на Запорожской Сечи всегда были определяющими мужество, отвага, верность, достоинство, честь, добрая слава, способность к самопожертвованию, патриотизм, оборона отечества, защита родной веры. Бесчестием и умалением рыцарской достоинства в казацкой среде считалась военная поражение, бегство с поля боя, предательство, неуважение к старшим, кража . Для каждого украинского казака всегда святым было понятие Общества. Оно означало прежде побратим-ские отношения между членами казацкой ррганизации, сосуществование по казацкому обычаю на основе военной солидарности и взаимопомощи. Патриарх научного козакознавства Дмитрий Яворницкий отмечал, что казаки Запорожской Сечи в своем повседневно жизни и во время военных походов руководствовались не писаным законом, а Традициями. По мнению выдающегося ученого эти традиции были «очевидно, привнесенными из Украины в Запорожье и передавались из уст в уста и были освящены многими веками». Казацкое право представляло собой не столько механическую сумму обязательных норм, сколько вариативную и гибкую модель правового поведения и мышления соотносимого с нормами Морали и Веры, а потому не могло быть механически втиснуто в рамки традиционного законодательного свода раннемодерного общества.

Следует отметить, что на протяжении исторического периода существования Сечи в XVI-XVIII вв. " были урегулированные четкие традиции и механизмы реализации коллективной воли казацкого сообщества. Самая уважаемая роль в указанном контексте отводилась загальнокозацьким сечевым Советам, которые были не только высшим законодательным и административным органом, но и главной инстанцией, которая рассматривала важнейшие политические (подписание международных соглашений, отправка или принятие , военные . гражданские  и уголовные  дела. Периодичность собрания сечевых Советов четко корелювалася с казацкой христианской обрядностью, а потому важнейшие советы казаки приурочивали к главных православных праздников. Процедура мочевого парламентаризма происходила по казацкому обычаю методом т. н. акламации ,  не через подсчет голосов, а за вииукамы и репликами участников собрания , которые таким образом одобряли или отвергали объявлено решение. При этом не согласны с мнением подавляющего большинства вынуждены были покориться решению последней, поскольку в противном случае меньшинства грозило избиение или иное наказание. Важные моменты совета при этом сопровождались выстрелами из пушек или мушкетов, звуками труб и литавр, барабанным боем. Как отмечал один из ведущих современных козакознавииив Петр Сас, это было вызвано тем, чтобы «мобилизовать чувств корпоративной рыцарской идентичности сечевого общества».

По сути, на Запорожской Сечи в классический период ее существования применялась система прямого правления, при которой вся казацкая община в совокупности ее представителей была неким коллективным Законодателем. Наряду с равенством, историки и философы также отмечают наличие у запорожских казаков других элементов демократии. Среди них - гражданская дисциплина, свободное волеизъявление мнений, представления голоса в общественном собрании, соблюдение принципа иНстииуцийнои первенства запорожской казацкой общины сравнению с высшими властными институтами  и тому подобное.Традиционно в Запорожской Сечи казаки общались только на украинском языке, хотя образованный старшина владела многими языками  Поэтому необходимым требованием вступления на Сечь иноэтничным новобранцев было овладение ими местного языка. Как отмечал Д. Яворницкий: «требовалось, чтобы прибывший на Сечь ... забыл свою естественный язык и говорил казацкой, т.е. малороссийском  языке, это условие никогда и никем не возбуждалось ». Отметим, что территория Войска Запорожского Низового в XVIII в. достигала размеров гораздо больших по островную Англию вместе с Голландией и охватывала границы современных Днепропетровской, Донецкой, Запорожской областей, а также частично Херсонскую, Кировоградскую, Луганскую и Николаевскую области. Но самой исторически заслугой запорожского казачества стали его демократические ценности, которыми восхищались и ставили в пример для граждан своих стран выдающиеся европейцы-просветители Вольтер, Гюго, Мюллер, Гессе, Байрон, Мериме, Словацкий и другие мыслители, философы, историки, художники, писатели и поэты.

Значительное развитие казацкие обычаи демократического существования получили в образованной при ранненациональный революции середины XVII в. во главе с Богданом Хмельницким Гетманской государстве - Украинской казацкой республике. В то время Украина продолжала оставаться той землей, где собирались, усваивались и преломлялись через местные условия ведущие культурные, правовые и общественно-политические идеи Центральной и Западной Европы. Несмотря на войны и препятствия со стороны иностранных государств, разобщенность украинских земель национальная политическая культура продолжала развиваться в. контексте всемирного культурно-исторического процесса.

Уже в первых своих требованиях к польскому правительству от 17 августа 1649 p., Которые были составлены в казацком лагере под Зборовом на Тернопольщине, гетман Б. Хмельницкий среди прочего заявил королю Яну II Казимиру одни из главных обычных принципов казацкой демократии: «О давних прав и вольностей Наших ..., как раньше было, так и теперь, где бы ни находились наши казаки и хотя бы их было три, два должны судить одного, а также все Вольности должны быть сохранены ». То же самое отстаивалось и в Переяславско-Московском договоре 1654 г. между украинской казацкой республикой и автократическим Московско-Российским царством: «В начале изволь твое Царское величество подтвердить Права и Вольности наши войсковые, как из веков бывало в войска Запорожского, что своими правами су -живалися, и вольности Свои имели в добрах и в судах; чтоб ни воевода ни боярин ни стольник в суды войсковые не заступились, но вот старших Своих чтоб товарышество суженый были: где три человека казаков, тогда два друга Должны судить ». Итак, как видим, прежде всего украинские гетманы требовали от своих протекторов-монархов защиты прав и вольностей, одной из главных составляющих которых был демократический принцип - «Где три человека, там двое судят третьего». То есть не какой-то самодержавный царь или генеральный секретарь какой-то партии должен решать за украинский, а их большинство были решать, что делать меньшинстве! Наряду с этим важным элементом казацкой демократической системы были свободные выборы обладателя государства - Гетьмана. Этот пункт постоянно и настойчиво отстаивалось в отношениях казацкого государства с польскими королями, турецкими султанами и московскими царями.

Когда самодержавная Москва стала нарушать эти и другие основные принципы Казацкой демократии, гетман Иван Выговский во главе казацкого войска выступил против нарушения царем прав и вольностей украинской и победил многотысячную армию под Конотопом в 1659 г. Тогда же он направил к правительствам европейских стран специальный « Манифест »с обоснованием своего выступления:« Так раскрылась хитрость и коварство тех, что без всякой нашей вины готовили для нас сначала междоусобицу и гражданскую войну, а потом и открыто, угрозой своего оружия, - рабское ярмо. На то, чтобы его уничтожить, мы доводим нашу невиновность и, призывая на помощь Бога, начинаем законную оборону и вынуждены ищем помощи соседей во имя своей свдбоды. Поэтому нас нет вины и не мы за причину этой войны, что ее теперь разожгли. Мы хотели быть верны Великому Князю [Московском], но нас заставили стать к оружию ».Борьба гетманов Украинской казацкой республики за демократические «права и вольности» продолжалась и в последующие десятилетия - и не только с Московским царством, но и с тем же польским короливсвом и Османской империей. В 1710 г. перед угрозой иностранного поневолоння казацкая старшина во главе с гетманом Филиппом Орликом обращается за помощью по защите своей государственности к шведскому королю и принимает знаменитую Конституцию казацкого государства, которая отдельными своими положениями намного десятилетий опередила европейские и американские аналоги.

В преамбуле к Конституции первого Украинского гетманата объяснялись причины ее подданных под монаршей власти Карла XII Густава и указывалось, что это было сделано «только для исправлению и поднятия падших своих прав и вольностей». И достижением одной из первых ранне-современных демократических Конституций Европы была выписана законодательная норма коллективного принятия решений через голосование на представительном загальностановому органе власти - «публичных» Советах: «Над то из каждого полка должны быть к общей Генеральному советника из каждого полка по одной значительной, старинной, добророзумний и заслуженной лицу, избранные по гетманской согласия, и с теми всеми генеральными лицами, полковниками и генеральными советниками имеет советоваться светлейший гетман и его преемники о сохранности Отечества, о ее общее благо и о всевозможных публичные дела, ничего без их разрешения и советы не начиная частной своей властью, не устанавливать и до завершения не приводить. Поэтому теперь, при гетманской элекции, за единогласным всех советом и постановлением назначаются три генеральные в каждом году Рады ... А если бы что-то было бы замечено в светлейшего гетмана противного, негацийного, вредного правам и вольностям военным, тогда та же генеральная старшина, полковники и генеральные советники будут иметь силу свободными голосами, то частным, или, укажет на то должное и невидправна необходимости публично, на Совете его превосходительства выразить и явить о нарушении прав и вольностей отечественных ... ». По своим полномочиям Рада могла отобрать власть у каждого чиновника, но только с согласия Гетьмана.

Вместе с тем, украинским Конституция 1710 г. провозгласила сословную выборную монархию парламентского типа вроде Речи Посполитой. Выборная Рада рядом с выборным гетманом была одновременно и законодательным, и контрольным, и распорядительным органом. Таким образом устанавливалась коллегиальная демократическая форма правления государством Согласно конституционным положениям должны избираться полковники (их можно приравнять к современным губернаторов) и сотники (соответственно - главы райгосадминистраций). Залогом их некоррупционной управления стали выписаны в этом основном законе Украинской казацкой республики, важные нормы периодической отчетности и переизбрания  на Советах, проводившихся в Гетманской государству так же как и на Запорожской Сечи - трижды в год.

Читайте также: