Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Образование будущих Гетьманов

Образование будущих Гетьманов


И до сих пор историки продолжают дискутировать относительно точной даты рождения гетмана Ивана Мазепы. Вероятными называются такие даты как 1626, 1629, 1632, 1639 и 1644 pp. Опираясь на данные т. н. Кременецкого молитвенника, к которому вносил данные сам Мазепа, можно утверждать, что днем, когда будущий гетман родился, есть 20 марта. Сравнивая показания современников, в частности генерального писаря Пилипа Орлика и французского дипломата Жана де Балюза, а также используя новейшие исследования, большинство ученых склоняются к мысли, что И. Мазепа увидел свет в 1639 г. в старинной украинской семье благородно-казацкого происхождения. Это случилось в небольшом селе Мазепинцы вблизи Белой Церкви Киевской. Оно существует и до сих пор. Хотя в советские времена названия этого села не существовало - его, несмотря на расстояние в несколько километров, в административном порядке соединили с соседним населенным пунктом.

Очевидно, что отец Ивана Мазепы Степан некоторое время находился на Запорожской Сечи, после чего его избрали белоцерковским атаманом. Именно он сумел передать своему сыну главные казацко-рыцарские добродетели, а также научил сына Ивана умению ездить на лошади, владеть саблей и пистолетом и привлек его к военному делу. Как и большинство благородных детей, Иван начальное образование получил дома. В этом большая заслуга его матери Марины из рода Малаховских, входившей в Луцкого православного братства и была очень набожной. Она воспитала своего сына в глубоком уважении к православной вере и научила его читать и переписывать Евангелие.

Где-то в течение 1650-1656 pp. будущий гетман учился в Киево-Мо-гилянському коллегиуме. Об этом свидетельствовал в своем знаменитом дневнике верный соратник Мазепы Пилип Орлик. В настоящее время будущую академию возглавляли Лазарь Баранович и Иоанникий Галятовский. Структура коллегиума состояла из восьми классов (школ), куда входили: аналогия, интима, грамматика, синтаксема, поэзия, риторика, философия, а позже и богословия. Согласно утверждениям современника Мазепы летописца Самуила Величко будущий гетман Украины заканчивал класс риторики. В классе риторики он играл искусство составления речей, произносились на различных торжествах и официальных встречах, праздниках, свадьбах и тому подобное. Здесь также он учился писать самые письма и послания. На практике знатоков риторики использовали еще во время судебных разбирательств, когда надо было доказать права той или иной стороны.Риторический курс, который прошел Мазепа, был разделен на собственно риторику и диалектику. Первая разделялась на три части, в которых говорилось о силе красноречия, ораторское язык и о теме исследований эпилога и указателя. При изучении диалектики, говорилось о разделе суждений, определения предюсабилии и предикаменты (сроки суждений), о сущности и разновидности силлогизма (демонстративный, доказательный, софичний) и т.д.. Об уровне тогдашнего обучения свидетельствовало то, что одновременно с Мазепой в коллегиуме учился известный церковный  культурный деятель второй половины XVII в., Просветитель Московского государства Самуил Петровский-(Симеон Полоцкий). «... Мазепа весьма хорошо вел разговор и любо было его слушать, Все равно, с кем и о чем говорил», - так свидетельствовал риторический умение своего патрона его верный соратник П. Орлик.

Наверное, именно в стенах коллегиума Мазепа ознакомился с творчеством знаменитого итальянца Николо Макиавелли, а особенно с его политическим трактатом «Володар», выдержки из которого любил цитировать во время своих лекций И. Галятовский. Все это способствовало формированию широкого мировоззрения известного политического и государственного деятеля. После учебы в Киеве Мазепа переезжает в Краков, где в течение года проходит один из курсов Ягеллонского университета. К сожалению, до сих пор не найдены источников, свидетельствующих о том, какие именно предметы выжми в древней столице Польши Мазепа. Однако, можем предположить, что этот учебный курс в одном из найпрестиж-ных университетов не только Речи. Посполитой, но и всей Центрально-Восточной Европы был связан с поэтикой, ведь, как утверждали впоследствии современники Мазепы, он умел достаточно хорошо сочинять.

Согласно тогдашней традиции, кроме светского обучения украинская молодежь стремилась получить и некоторую военное образование. Ведь редкий год не обходился без войны или военных походов. Большинство получала военную подготовку на Запорожской Сечи, а отдельная часть обеспеченных парней на средства своих родителей или других спонсоров выезжала за границу. Именно так случилось и с И. Мазепой, который после кратковременного обучения в Кракове, в 1657 году, на средства одного из меценатов? Ягеллонского университета магната Новодворского выезжает в Нидерланды. Там в городке Девентер он учится очень популярной в то время артиллерийскому делу, которое предусматривало изучение математики, геометрии и инженерии. В реестре местной школы пушкарей осталась запись, подтверждающий его зарубежные студии: «Йоаннес Колединьски, нобилес польонус».Возможно, что в течение 1658 - первой половины 1659 Мазепа закрепляет полученные прежде знания в одном из иезуитских коллегиумов Речи Посполитой и тем самым повторяет путь Б. Хмельницкого, который также учился во Львовском, иезуитском коллегиуме. По уровню обучения тогдашние школы католического ордена иезуитов делились на так называемые полные и неполные.

Программа полных коллегиумов состояла из трех ступеней, - до которых "входили пятиклассное курс гуманистических наук (т. н. Средней школы), трех-или двухгодичный курс по философии и четырехлетний курс по теологии. Очевидно, что И. Мазепа принадлежал к той светской молодежи, Аса не желала посвящать себя духовной карьере (тем более - католической) и ограничивалась изучением программы средней школы и штудируя философии. Все курсы читались на латинском языке, а потому Мазепа совершенстве овладел этой основной на то время общеевропейской языке. Это позволило ему в оригинале читать Цицерона, Овидия, Цезаря, Тита Ливия, Эзопа, Федра и других авторов. Французский дипломат Жан Ба-Люз, который уже во время гетманства Мазепы общался с ним, свидетельствовал о нем: «... В общем он очень любит украшать свой разговор латинскими цитатами и по перфектного и совершенного знания этого языка может реализовать с лучшими нашими отцами иезуитами. Речь его вообще отборная и нарядная, правда, как разговаривает, потому что больше любит молчать и слушать других ».

Основательная образование и воспитание, приобретенные во время учебы в Киево-Моги-лянському коллегиуме, Ягеллонском университете Кракова, одном из иезуитских коллегиумов Польши, а также артиллерийской школе в нидерландском Девентере позволило 20-летнему И. Мазепе-Колединского поступить на службу к королевскому двору Яна II Казимира. По рекомендациям гетмана Выговского и своего отца, который послал его «научиться обращению с людьми у королевской особы, а не где-нибудь в корчмах», Мазепа в октябре 1659 г. прибывает в Варшаву и занимает должность покоевого при дворе польского короля. Уже в следующем месяце он вместе с частью двора в сопровождении Яна II Казимира и его жены-француженки отбывает во Францию ​​на празднование подписания Пиренейского мира между Бурбонами и испанскими Габсбургами. "

Мазепа еще однажды побывал во Франции. Во второй половине 1660-х pp. он за собственные средства приехал сюда для обучения. К сожалению, не можем с уверенностью сказать в каком из местных университетов он изучал. Однако, знаем, что Мазепа свободно владел французским языком. В Париже и «на юге» Франции он имел возможность ознакомиться с книгами европейских гуманистов Мишеля де Монтеня, Франсуа Рабле, Маргариты Наваррском и др.. Кроме того, Мазепа стал свидетелем реформы французского образования и науки. Именно тогда епископ Жан-Николя Кольбер инициировал такой прогрессивный Шаг, как открытие начальных школ для всех детей в приходах, принадлежавших к его епархии. Тогда же были открыты первые научные Академии у ВИЧ-лефранше (Божоле) и в Ниме (Лангедок). Но не самые впечатление Мазепа получил от функционирования государственной системы управления Францией, которое в течение многих десятилетий умело выстроил ее выдающийся король-«сон-это» Людовик XIV. Косвенным свидетельством этого стало присутствие уже позже, в гетманском дома Мазепы «на видном месте» портрета этого европейского монарха.

Результатом многолетнего обучения (а это около 12 лет) стало то, что у себя дома, в батуринской резиденции, Маизепа была большая библиотека. Согласно свидетельствам современников в ней «на каждом шагу видно латинские книги». А Упоминавшийся уже П. Орлик в своем дневнике вспоминал об этом так: «Незабываемая для меня до сих пор огромная библиотека покойного Мазепы. Драгоценные оправы с гетманским гербом, лучшие киевские издания, немецкие и латинские инкунабулы, богато иллюстрированные древние рукописи. Не без морковь вспоминаю в настоящее моей рухляди все эти книжные богатства, равных которым не было в Украине ». Итак, как видим, в течение 1650-х - 1660-х pp. будущий гетман И. Мазепа получил полноценное образование европейского уровня, которая включала также и знание военного дела в области артиллерии. Доскональное знание риторики, основ философии, поэтики, математики, геометрии и инженерии, овладение античной и современной европейской литературой (которое было бы невозможно без владения многими иностранными языками) позволило Мазепе сначала получить должность при королевском дворе Речи Посполитой, а вскоре и стать заметной фигурой в старшинской окружении гетманов Украины Петра Дорошенко и Ивана Самойловйча.

Читайте также: