Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Казаки - гайдамаки

Казаки - гайдамаки



Гайдаматчина как явление сопротивления польской власти в XVIII в., По нашему мнению, началась со взрывом в 1702 г. восстание во главе с казацкими предводителями Самусем и Палием. Известно, что оно было вызвано османо-польским Карловицкому договором 1699 г., по которому к Польше отошли правобережные территории Украины (где в течение длительного времени существовал казацкий строй), а также возникло в результате запретительных постановлений Варшавского сейма 1699 об отмене казачества на Киевщине и Восточном Подолье. А завершился тогдашний казацкий «движение сопротивления» уже в конце XVIII в., Со вторым разделом Речи Посполитой (1793) и переходом украинских земель «с правой стороны» Днепра под власть Российской империи.

Уже в одном из первых казацко-офицерских документов идеологического направления, который распространялся в начале восстания 1702-1704 pp. и назывался «Манифест к белоцерковской общества» непосредственно указывалось на мотивацию этого вооруженного выступления: «... через барщину большую милости не было. Уже и казак хоть послушные, тем ниже у них , потому что всем ярмо на шее казацкие имели той осенью окончательно быть ». В письме наказного казацкого гетмана Самуся до жителей Подолья от 7 сентября 1702 местные крестьяне, мещане и духовенство призывались восставать «за весь народ православный украинский, чтобы с тех пор ляхи с Отчизне наших украинских отошли и уже больше на Украине не распоряжались .. . ».Итак, как видим наряду с экономическими и социальными причинами, выдвигались и мотивы религиозного , ранненациональный  и политического содержания.Несмотря на то, что в течение 1711-1714 pp. согласно международным соглашениям между Речью Посполитой, Московским государством и Османской импе-на Левобережную Гетманщину принудительно перевели большинство жителей с 7 казацких полков Киевщины и Брацлавщины , восстание против польской власти приобрели новую окраску. Политическая анархия в Речи Посполитой, непризнание социальных прав по остаткам местного украинского казачества, произвола местных панов и ев-реив-арендаторов, экономические эксплуатации крестьян, что, нарастая, сочеталась с религиозным фанатизмом католического и униатского духовенства, - все это в течение длительного времени питало деятельность повстанческих отрядов.

Гайдамаки. Фрагмент гобелена Спасаясь тем, что командование «Черкасская». 1963 войск Российской империи, которое навало на польско-российской границе, обратилось к магнатских «армий» - подразделений так называемого надворного казачества  - с просьбой выступить против сторонников шведского ставленника на престол С. Лещинского, сотник надворной милиции И. Верлан начал иуртуваты вокруг своей сотни всех недовольных польским режимом крестьян. Некоторые источники утверждали, что в некоторых местностях мятежного Правобережье были созданы казачьи органы самоуправления. «Они теряют всех вас своими налогами и сборами, и захватили у вас все то, что было у вас и что должно было принадлежать по праву ... Объединитесь все под нашими флагами и идите с нами бить господ ... », - обращался к крестьянам один из тогдашних вождей казацкий сотник М. Москаль. Как видим, идея справедливого общественного строя, где царила бы обеспеченность крестьян землей и отсутствовала барщина проектировалась именно на казацкое сословие. Память о временах Хмельницкой довольно прочно укоренилось в сознание не только казачества и православного духовенства восточных Киевского, брац-Лавский и Подольского воеводств, но и крестьянства. В этом ярким свидетельством выступает сообщение игумена Христонопильського монастыря К. Срочинские за 1766 частности он отмечал, что вблизи   Ольшаны «избрали себе предводителями нескольких казаков и особенно одного по имени Заха-рой, в народе Харко, который сказал, что лучше организовать восстание, как это когда-то сделал Хмельницкий, и сейчас все крестьяне вооружились ... Крестьянин, который забрал из церкви пушку со святым таинством то прятал в своем доме, чтобы она, разумеется, не досталась в руки униатов ... ».

В 1768 г. под руководством запорожца М. Зализняка и сотника надворного казачества И. Гонты началось одно из крупнейших тогдашних восстаний низших сословий в Восточной Европе, которое в историографии получило название Колиивщины. Оно продолжило традиции предыдущих освободительной борьбы украинской. «Поневаж не за имущество стараемся, только чтобы вера христианская ... больше не осквернялась и не было врагов на государство », - заявлял позже один из главарей повстанцев С. Неживой о причинах вооруженного выступления против власти Речи Посполитой.Непосредственным толчком к началу Колиивщины стали действия представителей так называемой Барской конфедерации, которые силой заставляли местное население присягать на верность в их борьбе против королевской власти. Время шляхта угрожала вырезать всех «схизматиков» . Действия польских конфедератов нередко сопровождались грабежом местного сельского населения, избиением православных священников, сожжением церквей. Только в Каневе конфедераты захватили 300 заложников, которых жестоко избивали и калечили. «... Исходно Барского благородного возмущения, понесли большие притеснения», - отмечалось в «Манифесте казаков воеводств Киевского и Брацлавского». Каневский мещанин Сидор Иванович свидетельствовал, что «конфедераты нападали на православных, угрожали их жизни и здоровью, пытали их, били, грабили, калечили и убивали». Именно поэтому гайдамаки в ответ таким же образом действовали и в отношении шляхты и ее отрядов.

Введение на Правобережье в июня 1768 г. российских подразделений и начало военных действий против барских конфедератов породили в части угнетенного народа иллюзию о вероятной помощи со стороны россиян. В то время среди украинского населения ходили слухи, что «все эти пограничные места принимаются под Российскую державу и навсегда из-под владения польского освобождаются». С другой стороны проводники восстания очевидно были причастны к изготовлению фальшивых универсалов, которые распространяли в городах и селах Киевщины и Подолья якобы от имени царицы Екатерины II. В освобожденных городах и селах Правобережной Украине создавались органы управления, которые подражали черты полково-сотенного строя Гетманщины. Восстания 1768 г. отмечалась широкой социальной базой, высоким уровнем организации  и идеологической направленностью. Пожалуй, главным лозунгом восставших был вопрос о возобновлении полноценного функционирования православной веры. Массовыми были случаи когда казаки и крестьяне заставляли католиков, униатов и иудеев силой пересекаться в «свою веру».Как утверждали современники М. Зализняк и его соратники провозгласили, освобожденной ими от поляков территория будет называться Гетманщиной, а ее жители при этом имели отбывать только казацкую службу. Известно, что запорожский полконпик Зализняк раздавал наиболее деятельным участникам восстания чины есаулов и сотников. По Украине и Польше ходили слухи, что казаки-гайдамаки избрали его гетманом.

Особой масштабности и драматизма события 1768 г. предоставила массовое участие в них крестьянства. Одним из проявлений крестьянского мировоззрения были тогдашние народные пословицы , которые в концентрированной сатирической форме освещали отношение украинского «мужиков» к высшим сословиям: «Жители благородных, королевских и церковных маеткиви Ваше время пришло. Пришла пора освобождения от ига и угнетения, которые вы терпели от господ своих. Бог посетил з.високого неба на тяжелую судьбу, услышал Ваши слезы и стон и послал Вам защитников, отомстят за преступления, которые нанесли Вам господа. Итак идите на помощь тем, кто хочет Вас уволить, сохранить Вашу свободу. Сейчас пришло время расплаты за все Ваши муки, побои, убийства, издевательства, а также за неслыханные издевательства, которые Вы до сих пор терпели от своих господ. Посылаем к Вам руководителей, которым должны верить и по которым должны идти с оружием - кто какое имеет. Оставляйте свои дома, жен и любимых детей. Не будете сожалеть, ведь скоро увидите, что Бог послал нам с вами, правоверными, победу и будете свободными господами, когда уничтожите это змеиное гнездо, то есть Ваших господ, которые до сих пор пьют вашу кровь ... », - провозглашал« универсал к польских крестьян », который был найден во Смелой. Как видим, ведущими идеями этого документа был не только призыв к «расплаты», но и вопрос восстановления «свободы» для того, «чтобы быть« свободными господами ».

Украинский поэт и мыслитель Т. Шевченко сравнивал Колиивщину с революционными событиями в Западной Европе и так оценивал действия казаков и крестьян в 1768 г. так: «... В чем другом, а в этом отношении мои покойные земляки ничуть не уступали любой европейской нацией, а в 1768 году Варфоломеевскую ночь и даже первую французскую революцию превзошли. Одно в чем они отличались от европейцев, - у них  все эти кровавые трагедии были делом всей нации и никогда не разыгрывались по воле одного какого либо проходимца, подобного Екатерины Меди-чи, допускавшие нередко у себя западные либералы ». Оценку Колиивщины как революционного движения поддержали и современные западные ученые.

Причины перманентных казацко-крестьянских восстаний в XVIII в. образно обобщил в своей поэме «Каневский замок» (1828) известный польский поэт периода Романтизма С. Гощинский. В поэтических строках, которые он вложил в уста предводителя восставших в 1768 г. украинские казака Небабы тот призвал идти с ним на борьбу за собственные права: Уверены, что вооруженные выступления украинского населения в пределах Киевского, Брацлавского, Подольского и, частично, Волынского воеводств Короны польской имели под собой глубинные религиозные, социальные, экономические, политические, международные, национальные, мировоззренческие и другие исторические причины. А казацко-гайдамацкий повстанческое движение XVIII в. имел свои корни в прошлом веке, когда на территории от «Днепра до Случи» начало и долгое время существовал украинский государственный и общественно-политический строй в виде Войска Запорожского .

Читайте также: