Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Казаки за пределами родины

Казаки за пределами родины


«Мир не без добрых людей » Эта пословица имеет древнее происхождение, интернациональный смысл и непосредственно касается украинских. Наш народ седых времен принимает иностранцев, искренне предоставляет им возможность постоянного проживания в своей стране. В архивах сохранились документы второй половины XVII-XVIII вв. с многочисленными упоминаниями о просьбе поляков, немцев, итальянцев, французов, армян, молдаван, татар, представителей многих других национальностей разрешения навсегда поселиться в Украине, в частности в Гетманщине. Причины их переездов были разные: политические, религиозные, социально-экономические .

В эпоху Хмельницкого и первые годы после нее на эмиграционные процессы украинской заметно влияла внутренняя политика правительства Речи Посполитой и прежде поколонизация на территории тех их земель, на которые в той или иной степени продолжало распространяться управления. Шляхты . Так, 10 июля Сейм в Варшаве издал распоряжение, чтобы все лица не католического вероисповедания, если в ближайшее время не станут католиками, покинули пределы страны. В связи с этим, в течение второй половины 1658-1660 pp. из Польши, а также Волыни, При-бужжя, частично Белоруссии много иноверцев выехало в Голландии, Германии , Англии и Франции. Отдельные украинские перебрались за океан - в Америку. Современный американский исследователь Л. Толопко среди списков эмигрантов обнаружил имена и фамилии чисто украинского происхождения: Николай Орехов, Петр Луг, Даниил Зверь, Антон Самбор, Яков Шейка, Андрей Кисель; Петр Етеп, Матей Гора, Мартин Рыжий, Христиан Галицкий. Среди солдат Дж. Вашингтона (1732-1799) из штата Пенсильвания были: Петр Полынь, Иван Мох, Иван Оттаман, Давид Лата. Воины из Украины были представлены в штатах Джорджия и Вирджиния.

Бесспорно, ураганы Национальной революции и освободительной войны середины X'VII ст. не могли не вызвать отъезды из Украины представителей разных национальностей. Частности от воинов Б. Хмельницкого пострадали не только поляки, что можно объяснить обстоятельствами боевых событий, но и многочисленное еврейство. Одним из них был и раввин из Заслава (Волынь) Натан Ганновер, который перебрался в Венецию, где 1653 опубликовал свои известные воспоминания ГЭБ-райской языке , затем жил в Яссах. Умер в Италии. Особенно активно проходил выезд за границу с конца XVII в. и в течение всего XVIII в. жителей Гетманщины в производственных и религиозным делам, с целью получения образования. Так, за 1725 - начало 1730-х годов есть десятки дел таможен, которые зафиксировали переезд на территорию Речи Посполитой купцов, мещан, монахов и других лиц. Правда, большинство из них направлялись в украинских городов и сел, но некоторые и непосредственно в Польшу, связь с которой не прерывалась.


В г. Яворове (Галичина) 1658 родился Симеон Яворский. После 1668 г. он вместе с родителями переехал в с. Красиловка, вблизи г. Нежина. Около 1673 начал обучение в Киево-Могилянской коллегии, с 1684 получал образование в иезуитских школах Львова, Люблина, Познани, Вильно. Был вынужден принять католичество под именем Станислава-Симо-на. Как отметил исследователь Г. Скука, переход в другую веру тот объяснял так: «Отступство вот благочестивыя веры сделали не сердцем, но едиными усты со-произведения, научные советы». Однако с возвращением в Киев, снова перешел в православие . С. Яворский был митрополитом рязанским и муромских, а впоследствии - экзархом и охранником всероссийского патриаршего престола, широко известным как автор многих проповедей, богословских трактатов, стихов и т.. В багатьох.своих произведениях он стремился раскрыть содержание «камня веры православной», «знамения пришествия антихри-стов и кончины века», чем и находился под надзором иезуитов.Подвергся преследованиям в Польше «за благочестие греческого исповедовании» уроженец Умани, автор исторических произведений и переводчик Степан Лукомский . Начав 1712 свое обучение в Киево-Могилянской академии, он впоследствии уехал учиться на Запад «Латинское учение». Там к нему как православного «малоросс» нередко относились враждебно, поэтому 1726 ему пришлось вернуться в Киев, где он и завершил обучение. Впоследствии Лукомский занимал должности в Генеральной военной канцелярии, был сотником Яготинской и Переяславской сотен. Умер в Прилуках.

Отдельным направлением для «путешествий» было святой город Иерусалим. Так, монахи Макарий и Сильвестр Спасов монастыря с Довгорода-Северского в 1704 г, совершили путешествие к нему, которую потом описали. Похожий путь прошли и оставили заметки об этом иеромонахи Борисоглебского монастыря Черниговской епархии Ипполит Вышенский (в 1707-1709) и Киево-Печерской лавры Варлаам Лесницкий (в 1712-1714). Последний некоторое чает жил и творил в Константинополе.
Лука Яценко (1729-1807) из-под Полтавы - иеромонах и наместник тамошнего Христовоздвиженського монастыря 1764 выехал на Восток. Проживал некоторое время в Иерусалиме. В Константинополе под именем Леонтий в сане архимандрита занял место настоятеля посольской церкви. Отлично владел греческим, итальянским, турецким и французским языками. По себе оставил описание своего путешествия в 13-ти томах, а также другие произведения. Умер в Константинополе.

Заметки о поездке в Иерусалим 1749 вел и монах Мотронинский-го монастыря на Чигиринщине, Серапион.24 лет странствий (с 1724) Василий Барский посетил Италию, Грецию, Палестину, Сирию, Аравию, Египет. Уродженець.Полтавы Петр Величков-ский (1722-1794 pp.) На 19-м году жизни, приняв монашество, под именем Платона , А впоследствии Паисия жил в монастырях Молдовы, на Афоне, был священником в Мернополянському скита  , где написал несколько бого-словсько-полемических сочинений. Автор драмы, панегириков, курсов философии Михаил (Мануил) Козачинский (1699-1755), который родился в Ямполе в благородной семье, 1733 г. выехал в Сербию, где стал перфектом и преподавателем школы в Карловке. Со временем он вернулся в Украину, в Киев, а впоследствии жил и умер в Слуцке. Историк ГИетро Симоновский (1717-1809), написавший «Краткое описание о козацкой малороссийском народе и о военных его делах, собранной из разных историй иностранных ...» (1765), после окончания Киево-Могилянской академии учился и работал учителем в Варшаве, слушал лекции профессоров Кенигсбергского, Лейпцигского, Гальского и других университетов.

Общеизвестны зарубежные путешествия знаменитого философа и поэта «казацкого рода» Григория Сковороды (1722-1794) с Полтавщины; частности в Венгрии в г. Токай.Художник Антон Лосенко (1737-1773) из Глухова в 1760-х годах жил и учился во Франции и Риме у известных мастеров Ж. секрета, Ж.-М. Вьена и других. Ему суждено было стать первым академиком исторической живописи в Российской империи. Был награжден медалью французской Королевской академии за свои рисунки (1764).Композитор и певец из казацкой семьи Максим Березовский (1745-1777) после работы в придворной капелле в г. Ораниенбаум учился в Болонской академии (1769-1773), где получил звание академика. В 1774 г. в Ливорно он поставил первую украинскую оперу «Демофонт». Композитор Дмитрий Бортнянский (1751-1825), который родился в Глухове, также совершенствовал искусство композиции в Италии . От названных композиторов великий Моцарт перейaняв стиль, близкий к народном.

Как свидетельствуют архивные источники, десять казаков Миргородского и Киевского полков, которые хорошо владели турецкой и татарском языках, привлекали к перевозке официальной корреспонденции из Гетманщины в Царьград (1729-1730). Украинские шляхтичи и старшины выезжали за границу на лечение. Так, в «Доношенниы» в Малороссийской коллегии 1766 бунчуковый товарищ П. Лысенко объяснял: «Находясь ... в чезсоточной болезни, сколько ко из-за лечению оной сменил здешней медиков, но никакова поправления в здоровье моему не чувствую, почему намерений для лечения ... ехать в ближайший немецкий край Курляндию к известна мне в город Митаве доктору ».Новое поколение украинских «господ» просила у представителей гетманского правления разрешения, чтобы на учебу за границу послать своих детей. «Имею я намерения отправит сына моего Максима, - писал бунчуковий товарищ В. Дунин-Борковский в Малороссийской коллегии 29 марта 1766, - к наукам в иностранные земле, того ради в дачи ему ... с будущего при нем служителмы ... к свободному проезда обыкновенного пашпорта мы-лостиваго разсмотрения и отправльения всепокорннейше прошу ». Похожего письмо следующего года написал и подкоморий Иваницкого уезда Г. Горленко по обучению своего сына Петра «в немецком крае», г. Галляии.

Случалось, что разрешение на обучение за рубежом получали и крестьяне. Так, житель с. Красляны Прилуцкого уезда Ф. Могилевич приобрел 1784 p., «Свидетельство» на право изучения языков в Венеции и других городах Италии.Военный товарищ Белушенко просил паспорт для поездки в Сицилию, чтобы продать там хотел. А полтавские купцы посещали Грецию и Силезию. 1749 сын генерального хорунжего В. Ханенко намеревался выехать в Италию, а затем Германии, чтобы получать там образование.Нередко путь украинской в иностранные края проходил через Россию, в частности города Москву и Санкт-Петербург. Понятно, что попав за границу, многие из них оставались там навсегда. Источники зафиксировали и другие, "кроме приведенных выше, случаи попадания украинских за пределы своей родины, например, плен. Известны факты, когда, скажем, греки, проживавшие в Турции, выкупали пленных православных и способствовали их возвращению домой. 1755 захваченного казака Нежинского полка татары продали греку, тот передал его голландском консулу в г. Измир, а последний - российскому консулу. Беглецы из Украины и Польши нередко селились в пределах владений крымского хана. Многие жители Гетманщины осваивали пространства Слобожанщины, а во второй половине 80-х годов XVIII в. были переселены царским правительством в Кавказское наместничество.

Естественно, что при таких обстоятельствах непременно возникали семейные связи представителей украинского этноса с иностранцами. В связи с этим интересно, что, например, житель г. Золотоноше Иван Мелес был родственником мелитин-ского епископа Анатолия .По наблюдениям Г. Скуки, переселенцы из Украины в Западной Европе начали фиксировать свою национальную принадлежность где-то с середины XVII в. - Совершенно очевидно, что это происходило под влиянием бурных событий Хмельнитчины. Раньше такие записи можно увидеть в списках студентов университетов Падуи, Кенигсберга и т.д.. Украинский, рассчитывая на толерантное к ним отношение, против своих фамилий нередко отмечали, что они являются русинами, украинский, казаками, старшинами, запорожцами, православными.Сначала выезд за границу для обучения государственная власть, понятно в сложных финансовых и военных обстоятельств, не могла обеспечивать надлежащим образом. Поэтому туда ехали, шли люди разных социальных слоев,. Бедные и богатые: «... на собственном своем средств ... для продолжения и получения высшей наук совета пользы отечества ». "О массовости выезда за границу может ", например, свидетельствовать такой факт. В течение XIV-XVIII вв. только в университете Падуи учились и получали научные степени более 600 юношей украинский.


Эмиграция (или изгнание) по политическим мотивам имела совсем другой характерный и содержание по сравнению с добровольным выездом за границу. Понятно, что прежде вследствие Хмельницкой пострадало польское панство. Оно повсеместно бежало за пределы Гетманщины или уничтожалось восставшим народом на местах. Одновременно изгонялись иностранные войска. Народная память зафиксировала и оценила ход тех событий как одну из величайших страниц в истории украинской. О чем и говорится в одной из исторических дум о сподвижника Б. Хмельницкого И. Богуна, который, 1651р. «Стоял» со своим полком «В Виннице на границе». Накануне Национальной революции магнатам, шляхте и католическому духовенству Речи Посполитой в пределах Приднепровья принадлежало около 1400 имений, где проживало много управляющих и прислуги польской национальности. В середине XVII в. большая часть этих земель оказалась в руках повстанцев. Причем «от изгнания из Малой Россш Ляхов» начался новый отсчет времени.

Приведем несколько характерных примеров. Так, в 1630 г. в Киевском уезде находилось около 6 тыс. польских солдат. После 1654 г. их «изменили» российские ратные люди, причем почти в таком же количестве. 1705 жители с. Пороховня (Новгород-Сиверщина) вспомнили, что на их землях «до Хмелнитщины .., когда ... еще лядская государство здесь была »проживал« не-некий "господин Песочинского, а потом его не стало.Целеустремленный же выезд за границу украинских Гетманщины начался в годы так называемой Руины или «Смуты», как их назвал М. Грушевский. Это были 60-80-е годы XVII в. Именно тогда левобережный гетман Брюховецкий начал своих политических противников, с согласия царского правительства, отправлять в ссылку в Москву, а непокорные села и городки сжигать. их население бежало в разных направлениях, чтобы избежать преследований. Политическая ориентация некоторых правобережных гетманов, таких, например, как П. Дорошенко, на Крымское ханство и Турцию обусловливало пребывания на их территории украинских воинов, государственных деятелей и, конечно, эмигрантов.


Генеральный писарь (1702-1708), гетман Правобережной Украины (1710-1714) и гетман Украины в эмиграции (1714-1742) П. Орлик заключил союзные договоры со Швецией  и ханом Крыма (1711, 1712). Постоянно выступал за независимость украинского народа и призвал многих сильных мира поддержать его борьбу против засилья Московии. Об этом, например, говорилось в его письме к запорожцам от 11 января 1721г.В частности, в Швеции он находился с 1714 p., В Австрии - с 1720, вновь - Швеция, далее - Чехия, Греция, Молдова. Умер в г. Яссах. "Заметным событием стало составление в эмиграции 16 апреля 1710 в окружении П. Орлика так называемых «Пактов и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского». В историографии документ получил название «Конституция П. Орлика» и определен как первый конституционный акт Гетманщины. Согласно этому документу, украинская православная церковь должна была перейти в подчинение от московской патриархии византийской; восстанавливался предыдущий границу Украинского казацкого государства вдоль р Случь; Запорожью возвращались значительные владения; изрядно росли власть и самостоятельность гетмана, генеральной старшины, полковников и значение казачьих советов. И хотя эти планы не нашли реального воплощения в жизнь, они сыграли важную роль, потому формировали в сознании многих украинских идею, каким именно путем при других обстоятельствах мог бы пойти государственно процесс в Украине. Документ засвидетельствовал всему миру демократические принципы политики гетмана Украины в эмиграции.

В источниках отсутствуют общие данные об объеме эмиграции из Гетманщины. Однако некоторые ученые считают, что через миграционные процессы, а также выезд за границу на территории Левобережной Украины в течение 1719-1782 pp. количество украинских уменьшилась на 3,2%. Причем в конце XVIII в. четко определяется новое направление переселения - Северный Кавказ. Примерно за 60 лет процент украинских здесь вырос в 7,7 раз.Важным аспектом является то, как выходцев из Украины принимали за рубежом, как мир реагировал на события, происходившие в Гетманщине. Частности относительно украинской этнической общности, чаще употребляли термин «нация» (как определение). Распространялся он непосредственно и на казаков. Например, А. Тайлер (Tyler) в своей книге о казаках, изданной в Эдинбурге (Шотландия) 1685 отметил: «Украина - это край населенный свободолюбивой нацией ... Казаки ... очень любят свободу и не терпят ничейного ига ». О чем-то похоже говорилось и в письмах французского дипломата Безенуаля к своему королю (1709), кардинал? Альбани к П. Орлика (1728), графа и посла в Польше где Брогли. В работе француза Карла Лесюр «История казаков» (1812) людей военного положения определен как «старую нацию, истоки которой теряются в темноте старых веков». По мнению этого автора, «жестокий» Петр «имел жажду крови целого (украинской) нации». На основании документов министерства иностранных дел, Лесюр описал издевательства Меншикова, Шереметева и других царских сановников над украинским населением после Полтавской баталии.
 

Читайте также: