Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Казацкий сотник Савва Туптало

Казацкий сотник Савва Туптало



Кирилловский монастырь издревле служил усыпальницей для княжеской династии Ольговичей. Это уникальный памятник времен Киевской Руси, возникшей в далеком XII в., И одна из немногих сооружений, уцелевших во время нашествия татаро-монголов Батыя . Щедро финансируемый князем Константином Острожским конце XVI в., Достроен через века в стиле украинского барокко известным архитектором Иваном Григоровичем-Барским и уже в XIX в. щедро расписанный знаменитым русским художником Михаилом Врубелем, монастырь сохраняет за своими стенами не одну тайну. Неизвестно, в каких годах он построен, до сих пор мы не знаем имя строителя ...

Как-то в одном из «дореволюционных» изданий довелось прочитать, что на территории Кирилловского монастыря в Киеве были похоронены родители известного церковного и культурного деятеля конца XVII - начала XVIII в. Святого Димитрия Ростовского. Сейчас же от его былой славы монастыря осталась только здание Церкви Святой Троицы, которая сьогодньносить достаточно интересное название - музей «Кирилловская церковь». Предполагают, что этот памятник православия тесно связана с деятельностью известной семьи Туптало.Даниил Тупталенко родился в декабре 1651 г. в местечке Макарове, неподалеку от Киева. Через десять лет родители отдают его в богоявлений-ской школы при Киево-Могилянской академии. 9 июня 1668 он принял постриг в чернци Кирилловского монастыря. Позже Даниил поочередно становится игуменом во многих украинских монастырях Киева, Батурина, Глухова и Чернигова, поддерживает тесные отношения с гетманскими правительствами Ивана Самойловича и Ивана Мазепы. Среди его наследии особое место занимает многотомный книга «Четьи-Минеи», что стала. Выдающимся явлением культурной жизни не только Украины, но и всего православного мира. Поставлен по инициативе царя Петра I на митрополита ростовского, Д. Туптало открыл в Ростове первую в России духовную семинарию с изучением греческого и латинского языков и стал настоящим просветителем для россиян. Казацкий сын принадлежал к той группе украинский церковно-культурных деятелей, духовно-просветительская деятельность которых способствовала подготовке российского общества к принятию радикальных реформ Петра I. В 1757 p., Первым среди священников украинского происхождения, Димитрий Ростовский был канонизирован Православной Церковью.

Дальним родственником Даниила, возможно, был подольский епископ Иннокентий Туптало, что выступал противником объединения украинской церкви с Римом на Берестейском сейме 1596 Дед же будущего церковного деятеля, Григорий Туптало, был мелким православным шляхтичем. Он проживал в небольшом городке Макаров, за 40 верст от Киева. Но самая интересная биография, которая, кстати,-тесно связана с Кирилловского монастыря, у отца Д. Ростовского, сотника Войска Запорожского Саввы Григорьевича Туптало.Это не единственный случай в украинской истории, когда человек начал служить в казачьем войске в эпоху Петра Сагайдачного, продолжила ее во время войн Богдана Хмельницкого, а заканчивала свою военную и административную деятельность уже за гетмана Ивана Мазепы. Долгих 103 года прожил Савва Туптало, из которых почти девять десятилетий отдал защиты своего Отечества. На момент записи в Реестр Войска Запорожского 1649 г. С. Тупталу было уже около 50-ти лет. Это является существенным уточнением, ведь на 112 мест в реестре Макаровского сотни претендовало около полутысячи казаков. Савва выиграл этот своеобразный конкурс как опытный, закаленный в боях и все еще пригоден к военному ремеслу воин. Рядовым казаком побывал Савва почти во всех сражениях и походах, которые вел Киевский полк как военная единица Войска Запорожского - с 1649 по 1670 конце 50-х pp. XVII в. Саву выбирают сотником родной Макаровского сотни. Вскоре видим его в том же ранге сотника Войска Запорожского, но уже в Киеве. Это был вынужденный переезд и эвакуация со всей семьей - Макаров возвращается польская шляхта, с 1660 г. здесь размещается гарнизон коронного войска.

Война продолжалась ... В тяжелом бою за Бышев с подразделениями польского полковника Яна Пива казацкий сотник Туптало попадает в плен. Жестоко расправляются с пленниками польские солдаты, но Савву с группой старшин отправляют в димер. «А с Дымер полковник Пиво отослал его в Польшу гетману Яну Собескому», - говорит тогдашний документ. Осенью 1673 г. коронный гетман столкнулся с турецким войском под Хотином. Зная наверняка, что султан стремиться реванша за поражение, Собеский заигрывает с казаками и отправляет пленного. Сотника к гетману Правобережной Украины Петра Дорошенко. Он имел уговаривать Дорошенко «отступить от басурман и вместе с христианами идти на неверных».

... После многолетних скитаний на путях войны Савва Туптало возвращается в Киев. Здесь он попадает на прием к воеводе русского гарнизона в Киеве князя Трубецкого, который лично расспрашивает его о пребывании в польском лагере. Что-то символическое есть в том, что за относительно небольшой промежуток времени Сомик Войска Запорожского удалось встретиться с главными чиновниками трех государств - украинским гетманом, командующим польскими войсками и русским воеводой.1684 годом датируется еще одно интересное сообщение о Савве Туптало. Шотландец Патрик Гордон в своем дневнике оставил следующую запись: «20 ноября прибыл сотник Туптало, посланный со своим отрядом с известием о виденных в четырех милях от Киеве 400 татар». Итак, как видим, несмотря на свой преклонный возраст - а ему уже исполнилось 85 лет - Туптало все еще выполняет свой служебный долг.

Жена Саввы и мать  Д. Ростовского, Мария Михайловна, была очень набожным человеком. Вместе с мужем она давала средства на содержание многих киевских храмов. Особенно она занималась Кирилловский монастырь, где и была похоронена в марте 1689 p., В 80-летнем возрасте. В Саввы Григорьевича и Марии Михайловны, кроме единственного сына Даниила, который прославил семью Туптало на весь православный мир, еще четыре дочери. Старейшая, Александра, родилась около 1630 г. Известно, что она была монахиней Киево-Иорданского женского монастыря. ее похоронили 1704 также в Кирилловском монастыре, «у ног матери». Вторая дочь, Параскева, в течение многих лет была ииуменеюКиево-Иорданского монастыря. Свой собственный дом она завещала передать в собственность Кирилловском монастырю, что и было осуществлено по ее воле в 1710 г. Кроме Параскевы и Александры, Туптало имели еще двух дочерей - Марию и Феодосию. Они также достигли выдающихся ступеней духовной иерархии, и о Них, к сожалению, имеем очень мало свидетельств.Два портрета висел в ростовской кельи Дмитрия: духовного отца - митрополита Лазаря Барановича, и родного - сотника Саввы Туптало. 1705 он отсылает на могилу своих родителей в Кирилловский монастырь икону Божьей Матери в серебряных одеждах. Кроме того, в келье Дмитрия хранилась картина, что передала тот момент, когда молодой Даниил просил благословения у отца и матери на монашеский постриг. Савва Григорьевич и Мария Михайловна были изображены на холсте в тогдашнем национальной одежде.

На левой стене внутри Церкви Святой Троицы (Кирилловской церкви) до 1760 висел прижизненный портрет сотника Саввы Туптало, из которого того же года было сделано копию, заменившая оригинал и висела на прежнем месте до 1786 г. Учитывая, что на сегодня сохранились только снимки с копии оригинала, подаем краткое описание одежды казацкого сотника в цветах: верхний кафтан его подбитый мехом и покрытый зеленой материей, под ним яркий и разноцветный жупан, подпоясанный красным поясом, к концам которого пришиты розовые конечности с золотым газом. В левом верхнем углу находится фамильный герб Туптало, имеющую посередине треугольник Итак, тайна разгадана: Савва похоронен внутри Церкви («почил в троичной Кирильськом»)! Но конкретно находится его место захоронения? Выясняем, что над портретом С. Туптало висела деревянная доска темно-зеленого цвета, а на ней надпись желтыми буквами двух текстов.

Сначала воспроизводим первый: «1689 года, марта 20 дня во святый великий пяток, в спасительныя страсти, мать моя Марыя Михайловна, законная супруга отца моего Саввы Григорьевича, преставися в 9 час дня, апреля в третий день, в среду св. Воскресный седмицы совершили мы погребение в монастыре Кириловском и положили в Церкви св. Троицы, на левой стороне, в самой стеке, при дверях, коим на хоры восходят. Да почтет в Господь живыми и мертвыми обладающем ». Наконец! После стольких поисков определено место захоронения матери Д. Ростовского - «на левой стороне, в самой стене». Предполагаем, что видимо у нее находится и прах Саввы? И действительно - через четырнадцать лет до останков Марии Туптало был похоронен и ее мужа, о чем свидетельствует следующий найденный надпись: «1703 года, января 6, в 3 часа дня Богоявления Господня преставился бтец мой Савва Григорьевич и погребены в монастыре Кириловском Киевский в Церкви Св . Троицы. Вечная ему буди память ». Эти две надписи делал их благодарный сын - уже известный в то время архиерей Дмитрий Ростовский.

Чуть дальше от этой доски, на той же стене, находилась икона Божией Матери, подаренная им и ^ онастирю, а над ней надпись: «По преставление игуменьы Парфения и Феврониы сестры ея, этот образ Пресвятыя Богородицы дан от игуменьы Марфы, на поминовение архыерея Димитрия Ростовского, бывшего в обители Свято-Троицкой монахом и потом там же святителем. Из Ростова присланные в сыю же Свято-Троицкую обитель лета 1705, декабря в 5 день ». Во второй половине XVII в. украинское казачество дало новый толчок так называемому ктиторству - опекунство над Божьими храмами Украины. Старшина Войска Запорожского и зажиточные казаки персонально или через доверенных лиц занимались многими церквами и монастырями, жертвовали большие деньги на их строительство и развитие. Должность церковного старосты (ктитора, по-народному - старосты) пользовалась большим уважением среди украинских. Уже с середины 70-х pp. XVII в. Савва Туптало занимался Кирилловского монастыря, впоследствии был избран его ктитором. Вся семья Туптало имела среди мещан и духовенства Киева громкую славу защитников православной веры, известных своим щедрым меценатством. Кроме Кирилловского монастыря, они давали средства еще и на содержание Киево-Могилянской Академии, Царськоко-стянтинивськои церкви, а свой дом на Подоле Савва переписал на Церковь Николая-Притиска.

Этот дом, стоявший на площади между Церковью Николая-Притиска и женским Флоровский монастырь, имел довольно интересную историю. Туптало поселились в нем где-то в 1661-1662 pp. Между прочим, завещание старого сотника не был выполнен - наименьшая дочь Параскева «перезаповила» дом Кирилловском монастырю. До 1786 г. он был во владении монастырской общины, а когда монастырь превратили в «богадельню», дом выкупил богатый киевский купец Курлюков, который в 40-х p. XIX в. приказал разобрать его на кирпичи.Семьи Туптало - Савва, Мария Михайловна, Даниил, Александра, Параскева, Мария и Феодосия составляли семейство, которое было типичным и, вместе с тем, исключительным образцом украинской казацкой семьи второй половины XVII в. На их долю выпало немало событий различного характера. Однако поражал преданность и служение этих благородных людей Божьему делу. Недаром сын казацкого сотника Даниил Тупталенко стал одним из самых святых Православной церкви - Дмитрием Ростовским.

Читайте также: