Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Казацкая почта

Казацкая почта


Почта, с итальянской (posta), немецкой (Post), французской (poste), переводится одинаково - как остановка или станция, всегда была одна из основных видов человеческого общения, играла важную роль в связях между народами, регионами и т.д.. Благодаря ей осуществлялись пересылка и доставка писем, периодической печати, посылок, переводы денег ... Ее состояние во многом свидетельствовал об уровне «цивилизации» того или иного общества. В определенной степени она была признаком государства (с непременным применением, например, на листах официальных печатей с символикой власти), лицом нации. Почта немалой степени способствовала не только распространению разнообразной информации, но и налаживанию путей, местного делопроизводства, в конце концов развития культуры .

В Украине, как и в России, возникновению и становлению регулярных почтовых связей предшествовало функционирования отдельных участков, зафиксированных в источниках еще в XIII в. Примерно с тех времен появился термин «яма» или «ямская повинность», то есть поставка людей, лошадей и подвод на нужды пересылок от одного населенного пункта к другому. Тогда границы, скажем, слобод нередко сказывались ямами, отсюда происходит и наива.В XVI-XVII вв. на украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой, польское правительство уже непосредственно назначал лиц на такого рода станции. Особенно возрастало нагрузки на почте в период военных событий .. Поэтому увеличивалась на них и количество привлеченных к поездкам людей, лошадей, подвод. Во время войн такие учреждения, понятно,, приобретали особое значение, направляя свою деятельность в основном на нужды армии и частичномирных жителей. Правда тогда их функционирования еще не стало постоянным, а перевозки корреспонденции были периодическими - в зависимости от потребностей, срочности, накопления. Подобные явления наблюдались и в Российском государстве.

В Гетманщине почта приобрела ярко официального характера. . Переписка первых обладателей булавы Украине с правителями других стран осуществлялись преимущественно через, разного уровня «посольства», т. н. нарочных. Послание оформлялось в виде письма за подписью и печатью отправителя. Так, И. вигов-ский сразу после: своего избрания гетманом в одном из таких писем  сповис-Реконструщия В. Ленченко  против крымского хана Магмет-Гирея об этом событии, смерть Б. Хмельницкого и желание «дружбы». Похожего содержания письма он в тот же день отправил и крымском визирю. Направляли письма также представители старшинской администрации. В частности, в конце того же года полтавский полковник М. Пушкарь с помощью такого поблагодарил киевскому митрополиту Д. Балабана за сообщение, что многие казаки не хотят «принять» на гетманство Выговского.Один из специалистов истории почты и деятельности поштместрив в России И. Козлов-ский пришел к выводу, что бесперебойную связь в «Малороссии» основано в 1677 г. благодаря налаживанию доставки корреспонденции от Севска до Глухова. А санкционировано на высшем уровне его 1679 p., Когда в Киеве уже существовали «постоянные» лошади для нужд местной почты.

Однако в действительности этот вопрос возник крайней мере на десять лет раньше. В ходе подписания Андрусовского перемирия Россией и Речью Посполитой (без уважительного представительства с украинской стороны) под Смоленском в 1667 г. возникла потребность в создании постоянно функционирующей межгосударственной почты .. Понятно, что она не могла обойти Украину, в частности Гетманщину. Соответствующее постановление, как дополнение - статья № 6 - к основному содержанию соглашения, было принято в Москве в декабре того же года. Согласно ей от столицы России связь должна проходить через Смоленск, украинские земли до резиденции польского короля. Под наблюдением представителя последнего - «начальника над почтой». Причем предусматривалась для «безопаст-ва и потребностей государских» пересылка писем и ответов на них не только «чисто» государственных, но и по вопросам торговли. Кроме того, устанавливалась соответствующая оплата почтовых услуг, как происходило «против обычая, во всех государствах будучего». Прохождения корреспонденции имели фиксировать почтальоны. Всю же инициативу в развитии этого дела в Российском государстве взял на себя известный в то время государственный и военный деятель, дипломат А. Ордин-Нащокин. Он назначил поштместером своего протеже Леонтия Марселиса.

«Глуховские статьи», подписанные новоизбранным левобережным гетманом Д. Многогрешным и представителями царя 16 марта 1669 p., Одним из 27 пунктов непосредственно предусматривали организацию почты с привлечением к ней наемных - «Охотный» людей. Удерживать ее планировалось за счет поступлений из царской казны и местных доходов. «Чтоб на тое почту, - говорится в документе, - кто из Черкасского  жителей нанялся, а давать ему награду по уговору, а в тот договор вполы платит: из поборол малороссийских городов, а другую из путивльского или Севске доходов против договора, чтоб в тых Подводя сделает помочь ». Кроме того, существовали временные станции. В 70-х годах тех и других было устроено во многих крупных городах: Киеве, Нежине, Батурине и др.. Причем поштальонам разрешено принимать письма, адресованные на имя царя. Принималась также частная корреспонденция. Тогда путь от Киева до Москвы (около 900 км). Преодолевался за 15-20 дней, а когда возникала крайняя необходимость - за 6-8 дней.

1676 царь Федор Алексеевич (1676-1682), назначая воеводой в Переяслав кн. Ф. Волконского, приказал ему сообщать сведения через почту, а если бы сложились чрезвычайные обстоятельства - тогда писать в Москву «с нарочнымы гонцы наскоро». Однако, связь с «малороссийским» городами в столицу, который проходил через Севск, в то время, вероятно, оставался в целом неудовлетворительным. Уже в следующем году именным указом кн. В. Голые-олово поручалось значительно улучшить это дело, чтобы «в тамошних поведениях оыло Веда подлинно, скорымы дни». 8 августа 1678 севских воевода JI. Неплюев получил грамоту, в которой в очередной раз поднимался вопрос о налаживании почты в Гетманщине, а именно в таких основных городах: Глухове, Конотопе, Ромнах, далее - до Днепра, а от него к Севска. Расстояние между станциями должна превышать ЗО верст. Об этом говорилось и в следующем году. При этом четко устанавливались 2 дня отправки корреспонденции в неделю: во вторник и пятницу. И. Козловский, описывая этот сюжет, ошибся, когда утверждал, что в истории правительственных почт лишь один раз упоминается об определении определенных дней для отправки почты. Далее мы более подробно рассмотрим этот аспект.

1680 снова вспоминаются «почтовые» кони в Киеве. А 1695 указом специально рекомендуется использовать именно почтой через вышеназванные города. Правда, можно предположить, что даже в Киеве станция время от времени приходила к неудовлетворительного состояния, а возможно и переставала функционировать. Потому что есть сведения о 1725 о восстановлении в городе почтового двора с удержаний при нем подводами.Как бы там ни было, но считаем, что на начало XVIII в .. уже четко определились несколько главных направлений связи украинских городов с российской столицей. Один из них проходил от Киева через Севск и Калугу. Другой - от Запорожья в Полтаву, Ахтырки, Севска, Калуги и в Москву.Причем важно отметить, что в отличие от Московии, в Гетманщине повинности на почту довольно долго не заменяли на денежный эквивалент. Потому что постоянно нужны были не столько деньги на содержание станций, столько лошадей, подводы, люди. В России же уплата денег вместо выполнения этой повинности была довольно распространенной и получила название «ямщики».

Потребность в подводах практически существовала постоянно, поэтому их нередко не хватало. В военное время на них, как правило, перевозили боеприпасы, военное снаряжение, фураж . В мирное - посполитые обязывались, кроме доставки казенной почты, обеспечивать передвижение российских чиновников и офицеров, перевозить в различные пункты продукты. Безусловно всего страдали от этого жители городов, поселков и сел, расположенных на больших трактах. Так, жалованная грамота 1660 черниговским мещанам не позволяла «московским ратным людям», а также чиновникам, брать в тех подводы, когда последние ехали в Россию через Чернигов и не имели на то специального разрешения. Следующие постановления царского правительства и гетманские универсалы уже официально приказывали мещанам «Подводя и корм давать почему доведется». Послы и другие официальные лица, которые проезжали через Киев, случалось требовали для себя по 100 и более подвод, «подорожные припасы» без какой-либо оплаты. Причем некоторые, «взял телеги, сани, хомуты, седла и прочие снасти не возвращают и увозят» (1731-1733). В универсале гетмана И. Скоропадского 1714 на защиту войта, чиновников и мещан городка Баклан Стародубского полка от злоупотреблений российских чиновников говорилось, что «от уставичних через город их переиздов, от вистатченя на великороссийских людей провианта и одбування почт подвод и других повинностей до крайнего пришли разорения, изнищения, никакого в том из сел государств-ских  немеючы помоществования ». Крестьяне с. Ко-маривкаот «дачи подвод» и других «тяжестей» в начале 30-х годов XVIII в. пришли в «Крайнюю нищету и разорение, а иные вот тот нестерпимой нужды в разные места разошлись».

Причем ко-маривськи жители имели лишь десять лошадей с повозками, а по приказу сотенной власти должны были поставлять двадцать лошадей с повозками. им ничего не оставалось делать, как дополнительно нанимать лошадей в местных зажиточных казаков с С распространением имперских порядков на Гетманщине, уже в первой половине XVIII в. все отчетливее прослеживаются некоторые общие тенденции в составлении почт как на украинских землях, так и России. Общей становится терминология, применяемая в процессе их деятельности. В частности в рамках региона при Петре привычными становятся «ямы» и «Ямская подводы», функционирование которых утвержден царским законодательством.Тогда развитием почтового дела в Украине напрямую занялся И. Скоропадский. Он занимался налаживанием трактов, обеспечивал необходимым станции, назначал почтмейстер. При Генеральной военной и полковых канцеляриях удерживали отдельных развозчиков государственной корреспонденции и посылок, которых выбирали среди казаков-подпомощников. Почтовые отделения существовали на многих дорогах, в разных направлениях разбегались от его резиденции в Глухове: на Польшу, в Крым, Слобожанщине, Россию .

По И. Скоропадского сложились и новые направления, по которым пошла корреспонденция. Например, известен такой факт. В конце 1708 г. Петр I после событий, связанных с переходом Мазепы на сторону шведов, находился в Полтаве. Однако вскоре он планировал перевести свою «всю армию» в Сумы, где вознамерился разместить «Гаупт-квартиру». Поэтому только избранному обладателю булавы пришлось заняться организацией почты между этими городами, «которая бы могла быть в корреспонденции писем без задержания». Кроме того, гетман начал практиковать уплате местными властителями и духовенством определенных сумм на содержание почты.Как показал старший канцелярист Генеральной военной канцелярии М. Ханенко, 1722 p. И. Скоропадский обратил внимание Петра I на то, что в России на Ямской и почтовые подводы уже давно собираются «пролетные» деньги, а в «Малороссии» только начали платить за использование ямских. Поэтому он «покорнейше» попросил императора велеть, чтобы царские курьеры и другие посланцы без исключения платили необходимые средства, а не брали подводы «насильно».Этот вопрос отдельным пунктом записано в гетманских «статьях», которые переданы от имени всего украинского народа Петру I для утверждения («резолюции»). Однако смерть гетмана того же года позволила царю вообще не учитывать, такого рода ходатайства.

Почта, налаживание связи постепенно набрали общегосударственного значения. Так, в 1726 г. «с горы» приказали организовать переезд из Киева в Санкт-Петербург геодезиста Якова Яснева, который должен доставив сделаны перед описания и чертежи земель в слободских казацких полках, граничащие с «великороссийских городами». По поводу этого генерал-аншеф, кн. И: Трубецкой издал приказ, чтобы Ясневу на прогоны подводы от Киева до северной столицы выдали 8 руб. 31 коп. Очевидно, что его «книги и чертежи» имели большое значение, потому содержали материал о земле, урочища, реки, леса, болота и поля сумского, Ахтырского, Рыбинского, Изюмского и Харьковского полков.К середине XVIII в. содержание станций фактически превратилось в «общенародную» повинность. Причем ее исполнение «натурой» все чаще заменялось на денежный «эквивалент». Так «ведомость» 1742 Лубенского полка зафиксировала, что жители так называемых свободных военных маетностей, «обретаючиеся под ведомством сотенных этого полка ратушей, от-бувают общенародные повинности по силе высокомонарших указов налагаемые на них, а именно: дачу на консистентов и компанейцов, в главную полевую аптеку, состоящую в Лубнах, выстаченыем дров в оную же аптеку исправляють, да на чиновныкы и служители полковые и сотенные, и на почту, содержуемую в Нежинский полк денежно ... »Ранговый посполитые Киевского полка обеспечивали станционных лошадей фуражом.

Иногда делалось исключение и казаков на высшем уровне освобождали от всех повинностей, «служб» на несколько лет, если те только что въехали в Гетманщине «из полских мест» . 1753 содержание почт начало осуществляться главным образом за счет поступлений, которые собирались с населения в Генеральную Сокровищным канцелярии. их сбором руководил генеральный казначей Я. Маркович. Тогда же Киевская губернская канцелярия издала приказ «О содержании в исправности мостов и дорог на тракте от Москвы до Киева». Значительная ответственность в этом деле была возложена на Киевский магистрат. Именно он руководил в 1753-1760 pp. строительством и ремонтом мостов через Днепр, плотин, дорог и переездов вокруг города. Привлекались к этому и местные монастырские подданные. Одновременно ремонтировались пути в Киеве.

Заметную роль в улучшении функционирования почты в Украине сыграл граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725-1796) - известный полководец, дипломат, государственный деятель России. Его отец Александр Иванович 1723 p., По тайному поручению Петра I, прибыл в Гетманщине, чтобы наблюдать за развертыванием событий вокруг «дела» П. Полуботка - наказного гетмана. Современные исследователи М. Караванская и В. Мордвинцев пишут, что он в 1738-1740 pp. даже исполнял обязанности председателя Малороссийской коллегии. Правда, это утверждение, очевидно, не совсем точно, так как известно, Малороссийская коллегия 1727 царским правительством была упразднена и восстановлена лишь 1764 Однако не вызывают сомнения другие данные, отец и сын во второй половине 30-х годов, когда бурлила четвертым российским-туре-цька война, находились в пределах региона, в Глухове. Там молодой Петр Александрович впервые познакомился с устройством Гетманщины, ее историческими традициями.
 

Читайте также: