Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Иван Мазепа казацкий Дон-Жуан

Иван Мазепа казацкий Дон-Жуан


Имя Ивана Степановича Мазепы, гетмана Левобережной Украины с 1687 до 1709 pp., На долгие годы вошло в анналы не только украинские, но и мировой истории. И если для одних оно стало символом свободы и непокорности, то для других до сих пор ассоциируется с «коварством», «предательством» и даже своеобразным  «донжуанством». И хотя «предательство» гетмана русскому царю Петру I можно охарактеризовать лишь как мотивированный переход властителя Украины из-под протекции одного монарха до протекции другого - шведского короля Карла XII Густава, тем не менее, борьба за восстановление доброго имени выдающегося деятеля нашей истории продолжается и поныне. Ведь во многих западноевропейских странах - Австрии, Германии, Франции, Голландии, Англии - когда упоминается фамилия Мазепа, в воображении образованного человека сразу же возникнет образ этакого ловеласа, обворожив ли не всех женщин далеких Польши и Украины.

Традиция описывать «любовно-романтические приключения» украинского гетмана была основана еще при жизни Ивана Степановича, начиная с конца XVII века. А ее возникновение было связано с конфликтом, который произошел между двумя придворными польского короля Яна Казимира - молодым покойовим Мазепой и другим королевским «пажом», Яном пасеки: Последний в 1661 г. поддерживал тайные отношения с оппозиционно настроенными к своему патрону конфедератами. Как верный слуга, Мазепа буй вынужден сообщить об этом своему королю. В результате Я. Пасска арестовали, но он сумел убедить судей в невиновности. Вскоре во время встречи с Мазепой на этой почве между ними возникла ссора, которая закончилась взаимными «пощечинами». Имея литературное дарование, Пасек решил отомстить чересчур надменному «с ног до головы казаку». Задуманная им месть заключалась в написании и распространении о своем противника ложной и сенсационной информации, своеобразного . Надо отметить, что это удалось тогдашнем польском литератору очень хорошо. Выдуманный им роман Мазепы с женой шляхтича Станислава Фальбовского заканчивался непревзойденной сценой расправы преданного мужа над юным любовником: «... Раздев его наголо, посадил лицом к хвосту, а ногами к лошадиной головы на его собственном коне, заранее сняв с него седло. Руки связали за спиной, а ноги подвязали под брюхом коня. На коня из природы скорого, нагукалы, ударили плетями, сорвав ему с головы колпак, и грянули над ним несколько раз. Испуганный конь погнался домой, как бешеный. А надо было ехать через ИУСТ коряги, боярышник, орешник, Грушин, терновник, не простым путем, а тропами ... И надо было по дороге часто склоняться, держа вожжи в руках, обходить опасные  места. Бывало, что ветка ударит время по голове и разорвет одежду. Так что можно себе представить, сколько досталось ранений голом всаднику, учитывая, что быстрый и перепуганный конь от страха и боли летел вслепую, куда его несли ноги пока перелетел через лес ... Добравшись до дома весь раненый, Мазепа начал кричать «Вартай» ... Они не верили, но наконец его впустили, изможденного и замерзшего, что почти не мог говорить ».

Очевидно, что такой сюжет Пасек позаимствовал из греческой мифологии, в частности, рассказ о, мифологического героя Ипполита. Тот отверг любовь мачехи и был ею безосновательно обвинить-ный, а затем наказан за помощью привязки к запряженной лошадьми колесницы. Напуганные морским чудовищем кони понесли колесницу, которая через некоторое время приостановлена, а праведный Ипполит погиб. Эта легенда была описана еще в трагедии Еврипида (484-404 до н.э.) и позже в произведениях римского автора Люция Аннея Сенеки. Произведения античных авторов были хорошо известны в Польше еще с XVI в. А значит, Я. Пасек спокойно мог ознакомиться с ними и предложить читателю собственную, переработанную версию «трагического» любви человека, которого якобы наказали за помощью лошади. его на многолюдный ярмарка в одном из городов Украины. Вскоре к мифотво-ния присоединился и французский посол при шведском короле Карле XII Жак Луи дьУссон, маркиз де Бонак. В начале XVIII века: он записал в своих мемуарах «... Ревнивец отомстил за свой позор. Он велел раздеть Мазепу догола, намазать его медом и обсыпать перьями. Затем его привязали к лошади и отпустили на волю. Стыд, пережитый Мазепа, не позволил ему вернуться домой и показаться перед своими друзьями. Он поспешил на Украину ». Итак, как видим, здесь подается несколько измененный вариант, представленный прежде Отвиновский. В 1709 г. эту историю повторил в своем путевом дневнике словак Даниель Крман, который уже отмечал, что Мазепа отбил жену у какого-то выдающегося королевского министра, за что его бросили в бочку со смолой и вываляв в перьях, привязали к лошади .

Но не больше распространению легендарной повествования о нашем земляке среди европейцев способствовал французский писатель и просветитель Вольтер. Хотя в своей книге «История Карла XII»  он в основном правдиво отразил политические намерения украинского гетмана обрести свободу для Украины, выдающийся француз все же не удержался от того, чтобы не повторить историю, которая была вымышленная Я.Пасеком и подхвачена Е. Отвиновский и маркиз де Бонак. «Любовное приключение молодого Мазепы с женой польского дворянина открылась. Разгневанный муж привязал голого Мазепу к дикому коню и пустил его йа волю », - писал Вольтер. В 1764 г. в Амстердаме была издана художественную книгу Андре Константа Дорвиля «Приключения дьАзема», где речь шла о героя-любовника, в образе которого угадывался легендарный Мазепа.

Специалисты отмечают некоторое подражание большинством художников «Рубен-Сивского» стиля и факта присутствия в них определенного эротизма. Главным образом мастера кисти подают образ обнаженного и привязанного к лошади литературного Мазепы. Он воспринимается как романтический герой, хотя и не избежал наказания за свой «грех», но не покорился тяжелой судьбы. Вместе с тем, такие художники, как Л. Буланжери и Г. Вернет вкладывали в свои картины глубокий смысл и понимали своего героя как мятежника.Понятно, что исторический Иван Мазепа, который умер своей смертью в 1709 p., Не мог «позировать» названным художникам во время их творчества. Ведь вся европейская «Мазепиана» была нарисована протяжении XIX в., Получившее громкое название Века Романтизма. Тогдашним художникам не обязательно было даже использовать прижизненные портреты с изображением «подлинного» Мазепы - их вдохновляли поэтические строки Байрона:

Читайте также: