Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Украинское населении в Царстве Польском в 1897 и 1913 гг

 Украинское населении в Царстве Польском в 1897 и 1913 гг

В 1917-1918 гг. вышла в свет трехтомная монография В. Вакара о численности и территориальном размещении поляков на территории бывшей Речи Посполитой по переписям и исчислениям 1880-1910 гг. В первой части анализируется движение польского населения в Германии и Австро-Венгрии, во второй - в Царстве Польском и в третьей - в остальной части России.  Здесь приводятся сведения о числе украинцев по языку и греко-католиков в Галиции в 1880-1910 гг. , об украинском населении в Царстве Польском в 1897 и 1913 гг., а также в губерниях Правобережной Украины в 1909 г.

В 1921 г. польский ученый Я. Чекановский издал работу о движении населения Галиции в новых административных границах (по воеводствам, созданным в Польше в 1919 г.) за период с 1869 по 1910 г.78 Здесь сделан примерный расчет численности жителей Галиции в 1920 г. (путем экстраполяции сведений за более ранний период). Показатель народонаселения и особенно числа украинцев, выведенный Чекановским, оказался сильно завышенным по сравнению с результатами первой переписи населения Польши, проведенной в 1921 г. (8232 тыс.79 вместо 7488 тыс.80), так как он недоучел негативное воздействие Первой мировой войны на демографические процессы.Тогда же другой польский исследователь Т. Войнаровский выпустил труд, в котором на основании данных церковного учета проследил процесс окатоличивания и полонизации украинского населения Галиции в первой половине XIX в. По его расчетам, только в 1801-1851 гг. в католичество перешло 210,5 тыс. украинцев-униатов.

Незадолго до проведения польской перешей 1921 г. украинский исследователь М. Кордуба опубликовал труд, где подверг резкой критике результаты австрийских переписей начала XX в., существенно занизивших численность украинцев по этнической принадлежности, определяемой по показателю разговорного языка. М. Кордуба справедливо полагал, что для определения их численности необходимо привлекать сведения о греко-католи-ках, которых он целиком относил к украинцам. Он отмечал: «В Галиции последняя перепись (1910 г.) так сильно сфальсифицирована, что она совсем непригодна для использования. Для научного использования необходимо руководствоваться результатами переписи и относить к числу украинцев только греко-католиков, а всех римско-католиков считать поляками, хотя и между ними было немало украинцев».

 

В целом эта мысль М. Кордубы не вызывает возражений, однако для определения наиболее достоверного числа украинцев необходимо к численности греко-католиков приплюсовывать данные о числе католиков и православных с украинским родным языком. И все же, как об этом свидетельствуют результаты переписей 1910-1931 гг. , различия в числе украинскоязычного населения Галиции и уточненных данных о греко-католиках с присоединением украинскоязыч-ных римско-католиков совсем не так велики (в 1910 г. украинско-язычных жителей в Галиции было 3,2 млн, а уточненные цифры греко-католиков с украинскоязычными римско-католиками составили 3,4 млн, в 1921 г. - соответственно 2,7 и 3 млн, и в 1931 г. - 2,9 и 3,3 млн). Другими словами, мысль Кордубы о недостоверности результатов переписи 1910 г. все же несколько преувеличена.
 

Читайте также: