Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Попытка СССР упразднить греко-униатство в 40-е годы XX в

Попытка  СССР упразднить греко-униатство в 40-е годы XX в

После воссоединения части Украины с Россией в 1654 г., разделов Речи Посполитой в 1772-1795 гг. и включения территории Царства Польского в состав Российской империи на украинских землях начался процесс постепенного возвращения греко-католического населения в православие. В 1796 г. были официально упразднены последние униатские епархии на Правобережной Украине, а еще ранее, в 1791 г., - только в Подолии и на Волыни. Оставшееся там униатское население подчинялось теперь Белорусской и Литовской епархиям, так как абсолютное большинство униатов проживало на белорусских землях. Но и эти епархии были ликвидированы в 1839 г. В сохранившихся с 1828 г. отчетах министра внутренних дел России отражен процесс перехода униатов Правобережной Украины и Белоруссии в православие в 30-х годах XIX в.

 

В 1828 г. общее число греко-униатов составляло1552.6    тыс. (в Белорусской епархии - 756,7 тыс. и в Литовской -795,9 тыс. человек)11, в 1830 г. - 1629,9 тыс. (в том числе в украинских губерниях: Волынской - 107,5 тыс. человек, Киевской -7.6    тыс., Херсонской - 3,5 тыс. и в украинско-белорусской Гродненской губернии - 483,6 тыс.)12. В 1830-е годы процесс перехода греко-униатов в православие усиливается. Только в 1834-1836 гг. в православие перешло 140 тыс. униатов13. В 1837 г. Белорусская и Литовская униатские епархии были упразднены, а «духовные дела греко-униатов поступили в ведение обер-прокурора Синода»14. Тем не менее в губернаторских отчетах греко-униаты последний раз учтены в 1839 г. (в Волынской губернии оказалось 91,8 тыс.человек, в Киевской - 9,1 тыс. и в Подольской -1,3 тыс.)15. С 1840 г. все греко-униатское население Правобережной Украины и Белоруссии стало православным и оставалось таковым в течение всего последующего периода. На территории Царства Польского униаты (украинцы и белорусы) перешли в православие и католичество в 1875 г. и в начале XX в.16

На украинских землях Галиции (вошедшей в состав Австрийской монархии в 1772 г.) и Закарпатья уния просуществовала до середины 40-х годов XX в. Независимо от ее первоначальных целей она затем сыграла положительную роль в сохранении западноукраинского населения как составной части единого украинского этноса. В условиях гонения на украинский язык, перехода части западноукраинского населения на польский, а в Закарпатье - словацкий разговорный язык, принадлежность к греко-униатской конфессии стала символом принадлежности населения к украинскому этносу. И за свою греко-униатскую веру население держалось до конца, а переходы в католичество никогда не приобретали массового характера. По подсчетам польского исследователя Т. Войнаровского, в первой половине XIX в. в католичество перешло 210,5 тыс. униатов17. А в целом удельный вес греко-униатов в общем народонаселении Австро-Венгрии в XIX - начале XX в. не претерпел изменений и в 1822, и в 1910 гг. он составлял 8,7, достигнув своего минимума в 1828 г. (7,5%) и максимума в 1841 г. (10,3%).


В этом отношении можно было изначально не сомневаться, что попытка властей бывшего СССР упразднить греко-униатство в 40-е годы XX в. была обречена на неудачу. Казалось бы, все было организовано превосходно. На Львовском соборе в 1946 г. греко-католическая церковь на территории Галиции, вошедшей в состав УССР, самоликвидировалась и объединилась с Русской православной церковью (Московским патриархатом)18. Решение Львовского собора стало толчком для самоликвидации унии и в Закарпатье. Решение об этом было принято руководством Мука-чевской униатской епархии в 1949 г.19Однако в ходе проведения мероприятий по ликвидации греков униатской конфессии на Украине никто не спросил мнения простого народа и даже духовенства. Народ не отказался от веры своих отцов и предков, которая вновь превратилась в символ борьбы украинского народа за свою самостоятельность, за право самому решать свою судьбу. И при первой же возможности в конце 80-х годов греко-униатская церковь Западной Украины самовозроди-лась «как феникс из пепла». Таким образом, ныне украинцы относятся к тем этносам Земли, которые исповедуют несколько конфессий. Для Европы такое явление не является чем-то необычным. Часть немцев Германии исповедует католицизм, а часть - лютеранство.

 

В Голландии и Швейцарии также распространены эти две религии. И это отнюдь не мешает немцам, французам (в Швейцарии), голландцам сохранять свое этническое самосознание независимо от конфессиональной принадлежности. Есть и исключения. Говорящие на сербо-хорватском языке жители бывшей Югославии исповедуют католицизм (хорваты), православие (сербы) и магометанство (босняки). Они создали собственные государственные образования и испытывают прямо-таки антагонистическую неприязнь друг к другу. К счастью, на Украине дело (несмотря на драматические события конца 1980-х - начала 1990-х годов) не дошло до раскола украинского этноса. Украинский народ пошел по пути ряда западноевропейских этносов, сохранив свое единство.

Читайте также: