Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

За Изками

За Изками

За Изками горы становятся выше, они то грозно обступают дорогу, то отходят от нее. В селе Репинном находится храм св. Димитрия конца XVIII в. лемковского типа, но в ином варианте, чем упомянутые выше церкви в Каноре и Ростоке. Он отличается от ростокского тем, что на башне у него не барочное венчание, а очень высокий шпиль. Храм Димитрия — один из самых громадных в Закарпатье, по размерам его превосходит только церковь в Майдане. Если в церквах Буковца и Ростоки галерея-обход имеет пять или семь арочек, то здесь их десять. Это говорит о том, что по ширине храм Димитрия превышает обычные культовые постройки почти вдвое.

Храм стоит в глубине усадьбы, и в перспективе между деревьями виден лишь необычайно монументальный силуэт его величавого завершения. С востока он воспринимается в сильном ракурсе и выглядит динамичным благодаря тому, что его массы нарастают уступами от низкой скатной кровли алтаря к более высокой нефа и к необычайно высокой башне над бабинцем.

Все здание охватывает очень широкое опасанье, которое на западном фасаде поддерживают шесть редко расставленных столбов. Единая скатная кровля нефа и бабинца очень высокая, она круто вздымается вверх. Над бабинцем, как бы вырастая из массива кровли, возносится мощная башня, завершенная восьмигранным шатром, с огромным шпилем.

Интерьеры бабинца и нефа церкви Димитрия просторнее, чем в церквах в Ростоке и Пилипце. Иконостас имеет простые и ясные членения, образуемые горизонталями карнизов и вертикалями колонок. Резьба его отличается особой монументальностью форм и сочностью, а живопись — декоративностью.

У села Соймы, расположенного ниже Репинного, необходимо свернуть влево на дорогу, идущую вдоль речки Рики, и проехать с десяток километров до села Майдан. Долина реки здесь глубокая, окружена огромными горами, и поэтому ландшафт выглядит суровым и грозным. Среди долины изредка виднеются островками высокие или низкие горбы — будто оторванные от гор глыбы во время невиданных космических катастроф. Здесь есть где выбрать место для значимого сооружения, каким в ту прошедшую эпоху являлся храм. Казалось, что у мастера-строителя возникает соблазн «перекричать» разнообразный, красочный и величественный горный пейзаж. Но народная мудрость, накопленная за долгие века и сконденсированная в общественном опыте, предостерегла его от подобной ошибки. Он понял, что соревноваться с природой — напрасный труд. Поэтому свои усилия мастер направил на поиски решения, так сказать, градостроительных приемов—постановки здания в реальном окружении, а также архитектурно - художественных средств выразительности.
 

Читайте также: