Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Совершенство верхнего храма

Совершенство верхнего храма

Верхний же храм — само совершенство. Силуэт его обрисован энергичной рукой зрелого мастера, соотношения масс найдены тонко, а объемы сгруппированы гармонично и с расчетом на восприятие в пространстве. Поставлен он картинно, на самой высокой точке холма, ближе к кромке крутого склона. По героичности и величественности облика он ближе всего к храмам в Колодном и Крайникове.

Церковь св. Николая (верхняя) имеет типичный трехчастный план, у которого все три помещения прямоугольные, но среднее — значительнее, шире. Они перекрыты рублеными сводами с пологой кривой в бабинце и алтаре и почти полуциркульной в нефе. Над бабинцем возвышается высокая башня с нешироким подсябитьем и суровым, скорее, в стиле романской архитектуры шатровым верхом. Средний сруб церкви имеет по всему периметру залом, выявленный довольно широким опасаньем. Кровля апсиды, как и нефа, очень крутой формы, но над последним она поднимается значительно выше.

Местные предания относят возведение храма к 1428 г., но вероятнее, что существующий, построенный в середине XVII в., лишь сохраняет основные черты древней архитектуры. В этом смысле он имеет неоценимое значение для реконструкции путей развития деревянного зодчества давно прошедших эпох и эволюций стиля.

Характерно, что верхний храм не имеет на срубе или дверях каких-либо украшений. Маленькие окошки очень похожи на щелевидные бойницы оборонной архитектуры XIII— XIV вв.

Внутреннее пространство церкви Николая (верхней) полностью соответствует ее внешнему лаконичному облику. Бабинец небольшой, его освещают маленькие окошки. Первоначально от нефа его отделяла глухая стена с дверью посредине, как в древнехристианских храмах. Стены нефа над заломом поднимаются на трехметровую высоту и незаметно переходят в полуциркульный свод, поэтому его интерьер оказывается значительно просторнее и выше интерьера бабинца и напоминает залы оборонных замков. Росписи стен и живопись иконостаса смягчают его строгий облик, придают ему приветливый вид и нарядность. Иконостас относится к 1761 г. и имеет обычную четырехъярусную композицию. Его сквозная густая позолоченная резьба исполнена в крупных формах. Живописец, писавший иконы для иконостаса, обладал врожденным декоративным чутьем и любил сопоставлять большие плоскости локального красного, синего и зеленого цветов. Типаж его икон простонародный, украинский; большинство фигур приземистые, кряжистые, с крупными головами. Лица имеют сосредоточенное выражение. Ктиторская подпись на иконостасе указывает на то, что руководитель артели художников, работающих в интерьере церкви в Среднем Водяном, был украинцем.

Росписи храма относятся к XVII в.; к сожалению, в настоящее время в алтаре они все заклеены бумагой, а в нефе и бабинце очень сильно повреждены. В связи с тем, что бабинец низенький, его росписи размещены в один регистр. На западной, северной и южной стенах написаны фигуры великомучениц, святителей и ктитора храма, священника Никоря; на своде — «Богоматерь Знамение» и архангелы, на восточной стене, разделяющей неф и бабинец, — «Страшный суд». К сожалению, эта композиция в самой своей интересной части была почти полностью уничтожена, когда по сторонам входа были сделаны большие дополнительные вырезы-арки. Сохранился только небольшой фрагмент — дьявол и грешники на фоне оранжево-красного адского пламени. Монументальная композиция «Богоматерь Знамение» господствует над всеми росписями бабинца. Она как бы парит над зрителем, на которого направлен взгляд ее больших карих глаз. Торжественное настроение создают и строгие фронтальные фигуры великомучениц и святителей. Среди них выделяется фигура ктитора Никоря, написанная с большой теплотой и, вероятно, сходством. В нем впечатляет конкретность в передаче образа человека в летах. Он представлен стоящим в молитвенной позе перед иконой своего патрона — святого Николая. Интересно, что изображен он не где-то в уголке, внизу, и малоприметно, как, например, ктитор в Армянском соборе во Львове, а рядом со святыми и в том же масштабе. Надо думать, что заказчик требовал, а художник осмелился поместить его среди святых персонажей. Не явилось ли это неслыханное вольнодумство следствием проникновения гуманистических идей даже в отдаленные уголки Украины?

Растительные орнаменты, украшающие простенки между двумя верхними и двумя нижними окошками, как бы членят вместе с ними по вертикали северную и южную стены нефа на три поля, в которых в два регистра размещены сцены Страстей, по шесть на каждой стене. На своде нефа написаны «Троица», символы солнца и луны, «Всевидящее око» и символы двенадцати месяцев и четырех времен года. На склонах свода изображены фигуры архангелов Рафаила и Михаила с четырьмя евангелистами в круглых медальонах по сторонам.

Декоративный мотив «вазон с цветами», употребляемый в декоре церкви св. Николая, часто встречается в резьбе иконостасов, в декоре белокаменной архитектуры, возведенной в стиле ренессанса и в народных настенных росписях хат на Украине.

Живопись нефа исполнена мастерски, с большим знанием принципов монументального искусства. Художники выразительно и просто компонуют все сюжеты. Применяя пространственные цезуры, они логично создают неторопливый ритм рассказа, а в композициях сцен Страстей раскрывают глубокий драматизм событий. На светло-синей плоскости в закономерной последовательности на фоне архитектурных строений и интервалов между ними изображены эпизоды Страстей. Мужские образы написаны энергично и остро, в то время как женские отличаются поэтичностью. У женщин нежные овалы лиц мягко обрисованы; они гордо стоят, осознавая свою человеческую значимость и достоинство. Вместе с декоративной живописью иконостаса росписи храма создают удивительно торжественное настроение.

Нет в украинской архитектуре храмов такого сурового величия и мужественной красоты, как храмы в Колодном и Среднем Водяном. Если гуцульские, волынские, галицкие и даже приднепровские памятники отмечены живописностью, определенной мягкостью форм, то эти кажутся вытесанными твердой рукой. В пейзаже они стоят будто исполинские монолитные глыбы, которым придана форма своеобразных сооружений с башнями, смело и независимо упирающимися острыми верхами в небо.

 

Читайте также: