Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Село Четово

Село Четово

Село Четово — мадьярское село на украинской территории, поэтому естественным были здесь культурные контакты и взаимосвязи украинцев и венгров.

Потолок нефа разделен на квадраты по десять в длину и по шесть в ширину, которые чуть-чуть отличаются размерами один от другого, благодаря чему в разбивке отсутствует сухость и шаблон. Все шестьдесят квадратов заполнены декоративными орнаментальными композициями. В одном из квадратов помещена дата — 1753 г., а в другом—сделана надпись, в которой сообщается имя жертвователя и исполнителя— Шандора Ференца и изображен плотничий инструмент — рубанок.

Квадратные щиты из досок, украшенные живописью, уже в готовом виде без определенного порядка смонтированы на потолке. Вероятно, живописные работы велись таким образом. Сначала все поле щита закрашивалось белой или охристо-коричневой или черной краской. Затем, в зависимости от цвета фона, мастер исполнял на нем орнамент в определенной гамме: на темном фоне — светлых тонов, а на светлом — ярких и интенсивных.

Растительная орнаментация в каждом квадрате представляет собой совершенно самостоятельную композицию. Одни из них — их восемь — построены по двум осям симметрии, другие — их девятнадцать — по одной, наконец, одна композиция совершенно не имеет осей симметрии. Роспись потолка в целом производит впечатление громадной украинской плахты, в которой по рисунку в шашку компонуются отдельные квадраты.

Особенную красоту росписи придает матовая поверхность живописи, а также фоны квадратов: белый, глубокий бархатный черный и охристо-коричневый. Красные, белые, желтые, зеленые, охристо-розовые, серо-голубые и нежно-желтые орнаменты поражают своим разнообразием и неповторимостью. Их рисунки имеют аналогии не только с мотивами украшений упомянутого выше Евангелия XVII в. из Негровца, но и с росписями украинских хат, а также мысников, скрынь, посуды и других предметов обихода. Это обстоятельство указывает на источники, которыми пользовался и которыми вдохновлялся прекрасный художник-декоратор, оформивший потолок храма в Четове.

Росписи потолка в алтаре выполнены по светлому фону и не имеют того монументального характера, как росписи нефа; они суше и свидетельствуют о том, что декоративное искусство в XVIII в. начинает клониться к
 

Читайте также: