Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Храм в Изках

Храм в Изках

Храм Николая в Изках принадлежит к тому же типу, что и церковь в Ростоке, однако из всей межигорской группы памятников он самый большой по размерам. У него удивительно хорошо найдены пропорции масс и особенно ритм арок галереи-ганка с шестью резными столбиками и низенькой аркадой на втором ярусе бабинца. Благодаря тому, что верхние арочки меньше полуокружности, они кажутся будто сжатыми опасаньем и карнизом кровли храма, как говорят «подслеповаты». Обрезы кронштейнов, поддерживающих опасанье и кровлю ганка, а также концы бревен арки-выреза соединяющие бабинец с нефом, сделаны рукой талантливого мастера.

Как и церковь Введения в Ростоке, храм в Изках является как бы музеем украинского искусства XVI—XIX вв. В нем хранится много первоклассных произведений иконописи и прикладного искусства. Икона «Богоматерь Одигитрия, с пророкамин принадлежит к вершинам украинской живописи XVI в. Написанная всего лишь белилами, сажей, желтой и красной охрой, она производит дивное впечатление изысканностью своего колорита. Ее смело можно назвать «Закарпатской мадонной», ибо здесь мастер дал свою интерпретацию образа Марии. Она не наследует ни строго иератическому типу богоматери «Одигитрия», ни лирическому «Умиление». Художник пишет молодую мать с младенцем на руках так, как в «Одигитрии», но придает ей иную позу: она слегка склонила голову к ребенку. Одной рукой Мария поддерживает дитя, а в другой держит веточку сирени. Серо-синий мафорий, написанный только сажей и белилами, окаймляет охристо-розовый лик богоматери. У нее дивный овал лица с мягким узким подбородком и очень широким лбом. На лице, моделированном лишь черной линией и легким полутоном охристо-розового цвета, на котором еле заметны красные уста, выделяются невероятно крупные черные глаза с огромными зрачками. Ее взгляд с выражением безграничной печали направлен как бы в себя. В этой иконе художник сумел отразить не только страдания украинских жен и матерей, их любовь, нежность и верность, но и печаль и горе всех матерей, сумел создать возвышенный и поэтичный образ.

Живопись иконостаса, который относится к концу XVII в., принадлежит мастеру необыкновенного темперамента, обладающему большим декоративным чутьем и являющемуся монументалистом по своему складу. Широкая манера письма обнаруживает в нем врожденного фрескиста. Он любит типаж с широкими открытыми лбами и с большими глазами, фигуры стройных пропорций. Его образы народные, украинские, исполнены высокого достоинства, внутренней сосредоточенности и величия.

За селом Изки нужно свернуть вправо, в узкую долину, чтобы попасть в Буковец — небольшое село, раскинувшееся вдоль ручья. В том месте, где сходятся две долины, на небольшом возвышении над рекой стоит изящный храм Введения XVIII в. лемковской школы. Как в церкви в Пилипце и других храмах этой местности, здесь широкое опасанье переходит на западном фасаде в ганок-галерею на резных столбах. Внизу на одну треть высоты он зашит досками с причудливым прорезным рисунком. Над бабинцем проходит галерея-обход с невысокими, но очень широкими арочками оригинального рисунка. Эти арочки и баня, завершающая башню, напоминают арочки и бани галицких храмов.

Места для колокольни возле церкви, как и в Ростоке, не оказалось, и поэтому ее поставили несколько выше, на отроге холма, благодаря чему весь ансамбль приобрел неповторимое своеобразие.

У колокольни опасанье расположено очень низко, а второй ярус приземист и имеет всего по две арочки на каждом фасаде. Увенчанная низенькой шатровой кровлей, она производит впечатление рыцаря в кольчуге с надвинутым на самые глаза забралом.

В едином комплексе с церковью и колокольней воспринимаются и рядом стоящие старые хаты села с огромными крутыми крышами. И храм, и колокольня, и хаты срублены руками народных мастеров. В их облике запечатлены народные вкусы, воплощены нормы архитектурной эстетики прошлого. В неповторимом образе этих сооружений сохранен вечно живой огонь творчества, переданный нам ушедшими поколениями.
 

Читайте также: