Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Церковь святого Духа

Церковь святого Духа

Посмотрите, как прекрасно расположена в Майдане церковь св. Духа (XVIII в.)! Между двух громадных ущелий, на столоподобном выступе горы, среди вековых елей возвышается это творение рук человеческих. Благодаря такому местоположению храм виден издалека — и с дороги на Торунь и с дороги на Воловец; отовсюду виднеется его четкий, стройный силуэт с необычайно громадным шпилем.

Низкое и широкое опасанье с аркадой на резных столбах энергично очерчивает нижнюю часть монолитного массива церкви св. Духа. Карниз ее кровли образует второе горизонтальное членение. Над ганком-крылечком, на втором ярусе бабинца расположена маленькая, будто игрушечная, галерея-аркада.

Но находкой мастера является здесь гармония необычайно высокой кровли, круто вздымающей свои плоскости, с башней, которая вырастает не из ее нижних частей, как это обычно бывает, а из верхних. Поэтому-то силуэт храма и оказывается на удивление монументальным. Линии кровли и башни в сильном динамическом движении чудесно объединяются в формах восьмигранного шпиля с еле обрисованными гранями и еще более усиливают величавость храма.

Воображение майданецкого плотника, вероятно, пленил образ новоселицкого храма XVII в. Его произведение по стилю, а также решением венчания башни ближе всего именно этому храму. Но он придал своему созданию другое соотношение масс: самый крупный объем здесь — неф. Кроме того, мастер отказался от устройства декоративного подсябитья на башне, так как оно не гармонировало бы суровым спартанским формам, которые рисовались в его воображении.

Интерьер церкви св. Духа в Майдане наиболее обширный из всех известных интерьеров закарпатских храмов. Самые древние иконы, находящиеся здесь, не одновременны храму. Наместные иконы «Спас» и «Богоматерь Одигитрия» относятся к XVI в. Они написаны всего тремя красками— сажей, охрой и белилами; черная линия является главнейшим средством как в конструировании крепкой и выразительной формы, так и в передаче выражений лиц.

Храм св. Николая (XVIII в.) в Торуни сооружен на маленьком холмике, на берегу быстрой горной речушки. За образец плотник взял церковь Введения в Ростоке, но применил иные пропорциональные соотношения. В этом памятнике наиболее интересен его выразительный двухъярусный барочный верх над бабинцем, поставленный на изящное декоративное подсябитье с маленькими арочками.

Прямоугольный проем, ведущий из бабинца церкви в неф, на своем верхнем брусе имеет зубчатые вырезы, по форме сходные с порезкой на колодах выпусков, которые поддерживают опасанья. В нефе находится четырехъярусный иконостас XVIII в. строгих членений, с великолепной резьбой оригинального рисунка. Стены его украшены несколькими иконами XVI в. в стиле народного примитива. Персонажи этих икон впечатляют острой выразительностью. Живопись икон иконостаса исполнена в широкой декоративной манере. Особенно великолепны по колориту изображения архангелов, расположенные на дверях в диаконник и жертвенник. Их красные и синие одежды прекрасно гармонируют с посеребренными панцирями, на которых детали выполнены искусным чернением.

Рядом с церковью св. Николая стоит небольшая двухъярусная колокольня с широким опасаньем и энергично нарисованной восьмигранной шатровой кровлей.
 

Читайте также: