Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

От Мукачева до Хуста через Межигорье

 

Из Мукачева путь лежит снова в горы: постепенно долина реки Латорицы сужается, а горы подступают все ближе к дороге. Через 40—50 км ландшафт резко меняется: исчезают виноградники. Природа становится суровее.

 

Сначала деревянные хаты встречаются изредка, но чем дальше в горы, тем их больше. Эти хаты, с высокими гонтовыми кровлями, с южной стороны имеют пиддашшя на столбах, которые иногда поставлены на пидмурок, то есть на каменное основание. Их срубы в целях защиты от влаги, так же, как и крыши, обшиты гонтой; обшивка эта выполнена очень тщательно и часто с затейливым рисунком. В плане хаты повторяют традиционные типы жилья, бытовавшие на всей Украине с незапамятных времен, в двух основных вариантах: сени, одно жилое помещение и кладовая или два жилых помещения по сторонам сеней, то есть «хата на две половины».

 

Иногда эти хаты прихотливо лепятся по склонам гор, на очень большом удалении одна от другой, иногда — располагаются очень тесно вдоль дороги, повторяющей капризные изгибы речки. Их высокие темные или ярко окрашенные цветущими мхами кровли на фоне гор придают селам незабываемый живописный облик и большое своеобразие.

 

На север от Воловца расположено село Канора, лежащее очень высоко в горах. На его окраине, на пологом откосе возвышается один из самых лучших по пропорциям лемковских храмов XVIII в. церковь св. Николая.

 

В плане это обычный трехчастный храм с крупным центральным срубом, к которому с востока примыкает более узкий граненый алтарь, а с запада — бабинец одной ширины с нефом. Пиддашшя храма опирается на резные столбики и охватывает его с трех сторон. Зодчий канорской церкви взял за образец своей объемно-пространственной композиции весьма древний тип храма лемковской школы, но сумел органически слить его с формами барокко. Мастер, срубивший храм в Каноре, обладал большим художественным темпераментом и яркой творческой индивидуальностью. Обойдя строение кругом, можно увидеть, с каким чувством меры и ощущением масштаба найдены пропорции как всего сооружения в целом, так и его отдельных частей. Верх над алтарем сделан с одним заломом и увенчан небольшой маковкой на стройной шейке, благодаря чему алтарный сруб воспринимается маленькой изящной часовней, которая прилепилась к крупному массиву.

Неф перекрыт баней с двумя заломами и завершен двухъярусной барочной главкой. Наконец, над бабинцем возвышается стройная высокая башня без декоративного подсябитья, также с двухъярусной барочной главкой. Таким образом массы храма нарастают в одном направлении. Движение вверх стремительных линий башни над бабинцем усиливает крутой подъем кровли главного помещения. Игра горизонтальных и вертикальных членений, а также криволинейных очертаний бань придают сооружению неповторимое своеобразие, незабываемый облик. Глядя на церковь св. Николая с разных точек, можно увидеть, как по-разному в пространстве проектируются ее массы, меняется силуэт, его рисунок на фоне синих кулис окружающих гор.

 

Как и в других лемковских храмах, интерьер ее низенького бабинца контрастирует с простором среднего сруба, перекрытого причудливым двухзаломным пирамидальным верхом. Иконостас современен церкви; главным мотивом его орнаментов является не акант, но рокайлевые завитки и пальметты.

Резьба их чрезвычайно оригинальна, имеет крупные выразительные формы. Живопись икон сочная, построена на сочетании ярких красных, синих и зеленых цветов; с большим декоративным чутьем и тактом связана она с позолотой резьбы иконостаса.