Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Мукачево

Мукачево

Издали, подъезжая в Мукачеву, на фоне равнины долины реки Латорицы, как бы в центре города возвышается конусовидная гора, увенчанная древним замком. Сохранилась легенда, что эта гора была насыпана трудом народа, который испытывал на этой тяжелой работе великие муки; отсюда якобы город и получил свое название — Мукачев. На самом деле, гора эта естественная и является геологическим останцем. Как поселение, город возник, вероятно, давно, ибо уже первые упоминания о нем относятся к XII в. В 1393 г. в Закарпатье из Подолии переселился князь Федор Кориатович, которому венгерский король отдал Мукачев и прилегающие к нему большие территории во владение на правах домена.


Видимо, ранее существовавшие на горе небольшие укрепления князь Кориатович перестроил: расширил двор и окружил его каменными стенами и башнями, из которых уцелели только три. В древнейшей части замка — детинце, занимающем самую возвышенную часть, он построил дворец с рыцарским залом и церковью; в одной из башен устроил очень глубокий колодец (около 90 м глубины). После смерти Федора Кориатовича в 1414 г. его наследники продолжали расширять и модернизировать замок. На террасе, расположенной на 6 м ниже детинца, был создан второй дворик, окруженный жилыми корпусами с башнями на углах. Затем со временем рядом с ним был образован третий дворик, также укрепленный стенами и обстроенный жилыми корпусами. Последние большие строительные работы велись здесь в XVIII в. К сожалению, последующие неоднократные переделки исказили первоначальный архитектурный облик башен и стен. В детинце, однако, сохранился большой корпус с открытой аркадой-галереей, сооруженный, вероятно, еще при Федоре Кориатовиче.


В Мукачеве сейчас находится деревянная церковь архангела Михаила, построенная в 1777 г. в селе Шелестове, откуда она была перенесена в город как выдающийся памятник народной архитектуры лемковской школы. Ее трехчастный план повторяет, видимо, наиболее архаические типы подобных построек, у которых, как в древнерусских бесстолпных храмах, неф и бабинец одной ширины. Алтарь венчает невысокий шатровый верх с двумя заломами, неф — значительно более высокий с тремя заломами. Над бабинцем возвышается высокая башня, с подсябитьем и развитым двухъярусным верхом с ажурными арочками. Таким образом, верхние массы храма сильно расчленены и тем самым образуют оригинальную динамическую композицию. Аркада-галерея охватывает неф и бабинец с трех сторон.


Некогда интерьер Михайловской церкви украшали иконы закарпатского художника XVII в. Ильи Бродлаковича Вишенского, перенесенные туда из более раннего храма XVII в. Он был родом из города Вишни на Галичине, почему иногда к своей фамилии добавлял прозвище — Вишенский. Ныне часть этих икон: «Архангел Михаил», «Св. Николай» и «Богоматерь Одигитрия» хранится в Ужгородской картинной галерее. Живопись этих произведений отличается большой декоративной красотой, светотеневой моделировкой форм, а рисунок и композиция — чертами стиля Ренессанса. Пафос гуманизма и любование пластической выразительностью окружающего мира — яркие черты искусства Бродлаковича, творчество которого оказало сильное воздействие на развитие украинской живописи Закарпатья XVII и XVIII вв.
 

Читайте также: