Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Город Турка

Город Турка

Дорога, ведущая в Закарпатье, все время поднимается в гору и вскоре приводит в Турку, в одно из древних поселений в Карпатах. Как говорят старожилы, название этого города происходит якобы от того, что некогда в этих местах водилось много диких туров. Археологические находки здесь римских монет свидетельствуют о связях Прикарпатья с античным миром, а монет X—XVII вв. —о связях с европейскими странами.

Город Турка, лежащий на пути через Ужоцкий перевал, на старом русском шляхе, по которому в X—XIII вв. проходили караваны купцов из Европы и обратно, видимо, процветал уже в глубокой древности. Но первые документальные известия о нем относятся только к 1431 г. Город имел укрепления, которые в 1698 г. были разрушены венгерскими войсками, а в 1709 г. — шведами во время войны против Польши.
В Турке сохранились два прекрасных памятника деревянного зодчества бойковской школы — церковь Успения (горишня — верхняя) 1750 г. и церковь св. Николая (средняя) 1700 г. Церковь Успения более архаичных форм. Вероятно, мастеру был указан какой-то древний образец и он его свободно повторил. Поставленная на высоком холме, церковь своим покато-ступенчатым силуэтом прекрасно вписана в ландшафт окружающих гор. В плане все ее три сруба квадратные. Как известно, квадрат наиболее любимая форма в народном искусстве. Средний, чуть больших размеров сруб увенчан пирамидальным верхом с двумя заломами, квадратными в плане, а боковые (бабинец и алтарь) — верхами с одним заломом. Благодаря этому храм приобрел строгую величавость и монументальность, несмотря на свои довольно скромные размеры.

Из низенького, темного бабинца сквозь вырез арки, отделяющей его от центрального сруба, виднеется небольшой четырехъярусный иконостас с прямоугольной сеткой горизонтальных и вертикальных членений. Средняя ось его акцентирована роскошными резными царскими вратами с «Деисусом» над ними. Орнамент иконостаса состоит из аканта сочного и своеобразного рисунка, вызывающего в памяти ассоциации с готическим акантом. Он, вероятно, сооружен незадолго перед 1750 г., в пользу чего говорит сходство его резьбы с резьбой киота, расположенного в нефе церкви. На обороте последнего есть надпись: «Сию гробницу далъ изробити раб божий Василий Прокопов со женой своей Мариею за здравие свое и спасение року божого 1750 месяца июня дня 17». Эта надпись свидетельствует также и о том, что заказчиками живописных работ в те времена были и простые мещане, ремесленники Турки. Именно их неприхотливые вкусы старались удовлетворить художники, писавшие иконы для иконостаса, которые подкупают своим чистосердечием и колористической гармонией. Несмотря на несовершенный рисунок, типаж персонажей икон очень выразителен и не лишен известной монументальности. Яркие народные типы апостолов Деисусного яруса написаны в широкой декоративной манере и надолго запоминаются.
 

Читайте также: