Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Село Горяны

 Село Горяны

В окрестностях Ужгорода, сразу за городской чертой, находится село Горяны с известным памятником архитектуры — церковью-ротондой св. Николая. В ней сохранились фрески XIII, XIV и XV вв. В плане церковь Николая представляет собой круглую ротонду, к которой в XV в. с запада был пристроен прямоугольный в плане неф, а западная конха разобрана. В толщу стен ротонды как бы врезано шесть полуциркульных апсид-конх. О времени возведения церкви точных данных нет. Исследования фресок, обнаруженных под росписями XIV в., позволяют с большой достоверностью отнести ее сооружение к XIII в. и связать храм-ротонду со строительной деятельностью галицких князей Даниила и его сына Льва. В пользу этого говорит не только традиционная техника смешанной кладки ее стен, характерная для древнерусской архитектуры, но и совершенно романский, типичный для XIII в., характер открытых фресок.

Ротонда была построена в эпоху расцвета Галицко-Волынского княжества. Как известно, положение князя Даниила Галицкого после его поездки в Орду сильно укрепилось. Дружбы с ним ищут польские и венгерские дворы. В Ипатьевской летописи сохранилось известие: «В то же лето (1250 г.) присла король Угорский вицького (к Даниилу Галицкому) река «пойми дщерь ми за сына своего Льва»: боявшегося его, яко был в Татарах, победою победи Ростислава и угры его». После переговоров «Даниил пойде, поем сына своего Льва и митрополита, иде к королеви во Изволин и поя дщерь его сыну си жене; и отдасть ему ятые (пленные) боярь, яже бог вдасть в руци его, одолевшему с братом у Ярославля и сотвори с ним мир и воротися о землю свою». Венгерская принцесса Констанция становится женой князя Льва. Таким образом Закарпатье, благодаря брачным узам, снова прочно входит в орбиту влияния галицко-волынских князей. В последующие годы венгерский король не раз обращается за военной помощью к князю Даниилу в борьбе против немцев. Но могущественный Даниил мог оказывать помощь не только в военной, но и в других сферах, например культурной и строительной. Возможно, что Даниил Галицкий для постройки Горянской ротонды послал своих мастеров, среди которых могли быть ремесленники, пришедшие из Подднепровья и Чернигово-Северских земель, воспитанные на отечественных строительных традициях киево-черниговской архитектуры XII—XIII вв. В пользу этого говорят уже упомянутые выше фрагменты фресок XIII в., расположенные в северо-западной конхе, а также близость строительной техники и материалов, примененных при сооружении ротонды и оборонной стены XIII в. в Хотинском замке, возведенном при Данииле Галицком.

Круглый массив ротонды венчают купол на шестигранном барабане. Купол накрыт шлемовидной гонтовой кровлей. Строгость внешнего объема здания, не имеющего каких-либо членений на своих фасадах, является характерной чертой его архитектуры.

В интерьере ротонды все шесть полуциркульных апсид-конх перекрыты четвертьсферическими сводами, которые одновременно служат подпружными арками для шестигранного барабана. В архитектуре интерьера явственно выступает стремление нарушить неподвижность его внутреннего пространства, расчленить стены заглубленными в них апсидами-конхами, придать ему более живописный вид, усиленный игрой света и тени на выступающих и западающих стенах. Эта особенность интерьера храма очень многозначительна. Она отражает изменения в архитектурной эстетике, явственно заметные в XIII в. Как в летописях, в житиях и других формах словесного творчества начинает углубляться интерес к личности человека, так и в архитектуре возникают попытки постановки художественных задач, связанных с разработкой проблем интерьера.

 

Читайте также: