Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Дрогобычская башня

 Дрогобычская башня

В архитектуре нижних двух ярусов дрогобычской башни нашел отражение ранний период развития галицкой военно-оборонительной архитектуры, характеризуемый суровыми формами. Горизонтальное членение узеньким пояском зрительно усиливает мощь здания, увеличивает его масштабы.

Строительные особенности завершения башни сближают ее не только с местными памятниками, но и с постройками соседней Польши. Плоские лопатки фланкируют углы ее третьего яруса, где по сторонам тройных окон размещены плоские квадратные ниши—ширинки. Аркатура, как нарядный фриз, украшает его и как бы придает законченность всему этому внушительному сооружению.

Зодчие удачно решили не только чисто утилитарные архитектурно-конструктивные, но и художественные задачи, придав сравнительно небольшой квадратной башне черты монументальности и величия. На фоне низкой городской рядовой застройки и деревянных укреплений она выглядела весьма внушительно.

В XV в., когда Галицкая земля была уже под властью Польши, в Дрогобыче, в центре детинца был сооружен существующий и ныне костел (ул. Мицкевича, 1). Он является одним из лучших произведений польской готики на Украине. Его формы лаконичны и суровы. Кубический массив храма и примыкающая к нему вытянутая граненая апсида окружены мощными, несильно выступающими контрфорсами. Костел производит яркое впечатление не только простотой композиции объемов, но и художественным решением плоскости стен. Его стены, выложенные из красного кирпича, украшены сетчатым ромбовидным орнаментом, составленным из кирпичей, имеющих на торцах темно-красную поливу. Прекрасны и его белокаменные резные готические порталы. Особенно тонко исполнен и хорошо сохранился небольшой портал ризницы, полотнище дверей которого имеет первоначальную оковку — первоклассный образец кузнечного мастерства той эпохи.

Интерьер костела, как и его внешняя архитектура, впечатляет своей суровостью. Позднейшие росписи мало гармонируют с его мужественной красотой. В 1572 г. здесь было установлено надгробие Е. Рамултовой, выполненное уроженцем Кракова скульптором Себастьяном Чесеком. Рамултова предстает не усопшей, но будто уснувшей. Она лежит, опираясь на правую руку, а в левой держит четки. В этом надгробии поздняя готика прихотливо соединяется с характерными особенностями скульптуры польского Возрождения.

Подлинной славой Дрогобыча являются два деревянных храма XVII в., построенные на средства местных братств. Украинские мещане и ремесленники в 1422 г. добились самоуправления по магдебургскому праву, которое не только освобождало их от зависимости и произвола королевских чиновников, но и содействовало развитию в городе цехов и ремесленного производства. О времени возникновения братств в Дрогобыче сведений нет. Вероятно, они появились еще в XV    в. и наибольшего расцвета достигли во второй половине XVI и в XVII в. В братской среде вынашивались планы больших художественных программ, создавались подлинные жемчужины народного искусства.
 

Читайте также: