Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Изменения назначения храмов

Изменения назначения храмов

Приспособление в XIII—XV вв. храмов к обороне повлекло под влиянием западноевропейской архитектуры устройство над их бабинцами башен. Правда, довольно скоро, в XVII— XVIII вв. эти башни утратили свое первоначальное боевое назначение. Наиболее древние церкви Закарпатья (в селах Колодное и Среднее Водяное) сохраняют черты романской и готической архитектуры.

Стремление сделать массы храма величественными, а его интерьер более впечатляющим привело к тому, что была изобретена конструкция перекрытия в виде срубного свода простой четырехгранной пирамидальной формы, получившая название бани или верха. Помещение, перекрытое таким сводом, стало выше, но его абрисы, особенно в верхних частях, оказались острыми, мало живописными. Внешне сооружение с пирамидальным верхом-баней также стало внушительнее, но очертание его силуэта стало более сухим и жестким. Чтобы сделать верх-баню импозантнее, а силуэт его краше и выше, была применена конструкция плоских парусов, несущих восьмигранный барабан. Желая создать верх-баню еще выше и стройнее, народные мастера изобрели еще одну архитектурную конструкцию. Сущность этого строительного приема заключается в том, что пирамидальное, квадратное или восьмигранное в плане перекрытие как бы срезается на одной трети своей высоты и на нем, по конфигурации квадратного или восьмигранного отверстия, ставится вертикальный сруб, накрытый пирамидальным сводом соответствующих очертаний. Эта конструкция получила специфическое название залома. Количество заломов может быть разным над средним и боковым срубами, над первым чаще всего бывает на один залом больше. Если же на всех трех срубах число заломов одинаковое, то всегда над центральным помещением верх чуть выше. Число заломов никогда не превышает шести. Если их больше двух, то иногда встречается комбинация квадратных (нижние) и восьмигранных (верхние) заломов в одной бане-верхе. В украинских храмах всегда есть полное соответствие внешней архитектуры и внутреннего пространства, которое всегда открыто до зенита бани.

Возникновение верха с заломами, вероятно, связано с большими сдвигами в архитектурной эстетике. Такой верх наиболее полюбился народу, ибо позволял малыми средствами, при очень скромных размерах сооружений создавать храмы величавых стройных силуэтов, с торжественными интерьерами, с высотно-раскрытым внутренним пространством. В их образах нашло наиболее полное воплощение представление народа о возвышенно-прекрасном.

Если в архаических храмах бабинец от нефа был отделен глухой стеной, имевшей только дверной проем, то со временем их стали объединять при помощи большого фигурного выреза-арки. В украинских храмах не встречается двух одинаковых вырезов по форме, пропорциям и декоративной обработке. Фантазия народных мастеров неисчерпаема. Ярко освещенное помещение нефа и полутемное бабинца создают эффектный фон для арки-выреза, на котором она проектируется то светлым абрисом, то темным пятном.

Число возможных комбинаций срубов, различных в плане, количества верхов и заломов дает возможность создать около ста пятидесяти композиционных вариантов храмов. Если учесть, что народные мастера по-разному применяли опасанья и пиддашшя, изменяли как размеры церквей, так и соотношение их частей, учитывали связь архитектуры с ландшафтом, то становится понятным, почему в деревянной архитектуре нет двух одинаковых храмов ни по внешнему облику, ни по местоположению в пейзаже.
 

Читайте также: