Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Лавровские фрески

Лавровские фрески

Архитектура, как элемент композиции, играет в лавровских фресках большую роль и создает необходимую ритмическую канву, на которой в том же волнообразном ритме строится первый план. Этому ритму подчинены и силуэты фигур и их колорит, иногда светлых тонов на ярком цветном или темном синем фоне, иногда темных насыщенных красных, синих, зеленых и умбристых тонов на светло-охристом, пепельном фоне архитектурной декорации. На такой же сложной основе с несколькими ритмическими и колористическими темами, в таком же неторопливо-размеренном ритме написаны и ярко-желтые нимбы святых, сияющие подобно подсолнухам на синем небе.

Зрительному восприятию подчинена не только ритмика, но и масштаб изображений. Чтобы верхние сцены не воспринимались тяжелыми, мастер не уменьшает размеров фигур. Он достигает впечатления гармонии и равновесия только живописными средствами, колоритом. Если нижний регистр написан в интенсивных цветах, средний — в более светлых, то последний ярус — в самых светлых тонах, дающих ощущение легкости и прозрачности. Лавровские мастера сумели создать дивную колористическую симфонию, наделенную глубоким патетическим и возвышенным содержанием.

Начиная от Лаврова, ландшафт приобретает все более горный характер. Дорога вначале идет долиной Днестра, а затем речки Яблоньки. Первыми памятниками на пути в горы будут деревянные храм св. Николая и колокольня (1780) в селе Бусовиско на Днестре. Слева у дороги, на окраине села, в окружении деревьев, вырисовываются силуэты небольшого, но могучих форм трехкупольного храма и рядом стоящей также небольшой колокольни. Мастер, возводивший церковь, сумел точно рассчитать ее масштаб не только по отношению к окружающему пейзажу, но и к человеку. Значимости и величия он достигает чисто художественными средствами — пропорциональным соотношением частей сооружения к целому, необыкновенно лаконичными формами, пуританской строгостью и чистотой их рисунка. Он склонен к строгой симметрии, все у него выверено долгим опытом и пониманием зрительного восприятия зданий в пространстве. План храма св. Николая трехчастный, строго симметричный и уравновешенный. Чтобы придать его силуэту яркую выразительность, мастер делает заломы не одинаковыми по форме: нижние — во всех трех банях квадратные в плане, а верхние — восьмигранные. Поэтому ритм строгих горизонтальных нижних членений смягчается в округлых формах верхних частей храма. Широкое опасанье создает глубокую тень и органическую связь храма с окружением.

Дверь с широкими одвирками (лутками) ведет в бабинец, сруб которого, как в нефе и алтаре, открыт до зенита бани. В отличие от многих украинских храмов, хоры здесь устроены не в нефе, а в западной части бабинца, благодаря чему внутреннее пространство главной части церкви получилось просторным и ничем не загроможденным. Особенную красоту ее интерьеру придают большая фигурная арка-вырез трапециевидной «ушастой» формы, соединяющая бабинец с нефом, а также резной позолоченный иконостас XVIII в. Из храма села Бусовиско происходит одна из лучших в украинской живописи XIV—XV вв. икона «Преображение», находящаяся ныне во  Львовском государственном музее украинского искусства.

Недалеко от въезда в село Ясеницу Замковую, слева от главной дороги, на довольно высоком холме стоят деревянные храм архангела Михаила (1903) и рядом с ним — колокольня, подлинный шедевр народного зодчества. Она возведена в XVIII в., но повторяет образцы сооружений подобного рода, типичные для XVII в. В пользу связи ее с архитектурой XVII в. говорит как чистота форм, ясность композиции, так и разительное сходство с деревянной колокольней Киево-Печерского монастыря, изображенной на гравюре заглавного листа «Анфологиона»» 1661 г., изданного в типографии Лавры.

Ясеницкая колокольня величественна и монументальна, но вместе с тем ажурна благодаря аркадам, окружающим ее со всех сторон. Именно этим она не похожа ни на оборонные башни, ни на те колокольни, которые хранят особенности архитектуры крепостных сооружений. Строил эту колокольню мастер большого таланта и богатой творческой фантазии. С безукоризненным архитектурным чутьем он рассчитал и масштабы здания, и его физические объемы, и постановку в ландшафте, а также ритм, размеры шага арок, расположенных в три яруса, и их высоту. Аркада первого яруса, широкая и неторопливая, как запев подхватывается арками второго яруса. Наконец, в этот хор ритмических повторений вливается убыстренный ритм небольших арочных проемов третьего яруса. Венчает башню изящная шатровая баня на низеньком восьмерике. В руках ясеницкого плотника обыкновенная башня-колокольня превратилась в высокохудожественное произведение, шедевр плотничьего искусства.
 

Читайте также: