Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Успенская церковь

Успенская церковь

Село Новоселица лежит в стороне от главных дорог. Его Успенская церковь является одной из древнейших в Закарпатье, она возведена около 1654—56 гг. Это самый маленький по размерам храм среди деревянных церквей в Закарпатье, но по монументальности и величественности он, пожалуй, не имеет себе равных. Достигнуто это исключительно художественными средствами.

План храма принадлежит к архаическим типам. Его особенность состоит в том, что к квадратному нефу примыкают прямоугольные бабинец и алтарь, длинной стороной ориентированные поперек продольной оси храма. Но если алтарный сруб уже нефа, то бабинец одной с ним ширины.

Алтарь Успенской церкви своими небольшими размерами зрительно подчеркивает массивность нефа и бабинца и, особенно, башни над бабинцем, которая является главной в ее композиции, основной ее доминантой.

Сразу же над опасаньем, которое охватывает церковь со всех сторон, проходит залом, вынос кровли которого покоится на резных кронштейнах. Таким образом, второй ярус храма оказывается чуть уже первого. Стройная башня над бабинцем в оптическом восприятии по сравнению с нижним объемом храма кажется очень большой и мощной. Крупных форм подсябитье, с изящной порезкой низа обшивки еще больше усиливают суровость башни. В завершении ее расположена небольшая аркада; восьмигранная, низкого подъема шатровая кровля энергично, резкими изломами граней переходит в стремительно взлетающий высокий острый шпиль.

Впечатлению монументальности Успенской церкви помогают и отдельные ее детали, как, например, мелкая резьба кронштейнов опасанья, фигурные обрезы нижнего края гонты кровли в виде стилизованных колокольчиков и, конечно, циклопических размеров входной портал в бабинец. Благодаря очень широким луткам он занимает почти две трети западного фасада храма. Лутки украшены великолепной геометрической порезкой, состоящей из солярных мотивов и «веревочки». Кажется, что дверь, полотнище которой состоит из огромной цельной липовой доски, ведет в обширное помещение. Но на самом деле бабинец церкви миниатюрных размеров, не более 12 кв. м. Он соединяется с нефом не широким вырезом, а дверью. Неф также небольшой; около 20 кв. м., но из-за того, что его рубленный, почти полуциркульный свод поднят довольно высоко, создается ощущение простора и импозантности. Пол здесь не деревянный, а глиняный (глиняная «доливка»), как в обычной крестьянской хате.

Главной достопримечательностью Успенской церкви являются ее настенные росписи, фрагменты которых сохранились на своде, южной и западной стенах. Расположенный на северной стене «Страшный суд» дает яркое представление не только о художнике, но и о вкусах заказчиков. Под ним идет надпись: «Раб божий Юра Петришинъ сее второе пришествие дал змальовати за здравие свое и за отпущение грихов року божого 1662». Композиция сцены асимметрична, в ней больше внимания уделено не праведникам и апостолам, но сатирическому изображению нравственных недугов общества и тех людских пороков, которые по народным понятиям заслуживают публичного осмеяния. Здесь и картежники, и разбойники, и пьяницы, и мельники, и шинкари; представлены «пиха» (гордыня) в образе молодой женщины-горожанки с «корабликом» на голове, музыкант, играющий на скрипке, «курваш» (местный донжуан) в гуцульской одежде (в красном сардаке, штанах и белой рубахе), в высокой барашковой шапке и с неизменным боевым топориком в руках.

«Рай» художник нарисовал не по церковным предписаниям, а таким, каким представлял себе: в виде современного ему города, окруженного укреплениями с башнями и бойницами для огнестрельного оружия. Башни увенчаты верхами с двумя заломами и крыты зеленой «муравленой» черепицей. «Горний Иерусалим» изображен в виде украинской пятикупольной церкви. Здесь же, «в раю», кроме праотцев с душами праведных представлены казаки-запорожцы с типичными украинскими лицами, с характерными усами и «оселедцами».

В бабинце находится икона «Св. Николай, с житием», на поземе которой имеются слева надпись на украинском языке: «Року 1676... коничь. . . всъ за свое спасение отпущение гриховъ» и тем же почерком, но латинскими буквами подпись художника Francezsek Malarz. 1676». Народное понимание автором иконы образа святого проявляется как в изображении самого Николая, так и сюжетов клейм.
 

Читайте также: