Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Интерьеры в Храмах

Интерьеры в Храмах

В конце XVI—начале XVII в. было существенно переосмыслено оформление интерьеров в деревянных храмах, которое приобрело торжественные и праздничные формы. Иконостасы с живописью и полихромией резьбы, иногда сочетавшиеся с настенными росписями, расположенными над аркой-вырезом, ведущей из нефа в алтарь, были основной идейно-образной доминантой интерьера. Росписи, покрывавшие сплошным ковром стены сруба, маскировали до известной степени деревянные тесаные стены. Подчиняясь лишь основным пропорциональным соотношениям элемента архитектуры (стен, проемов окон и дверей, куполов и парусов), они создавали новое ощущение пространства. Определив вчерне, лишь приблизительно, место композиций на стене, не связанные предварительными схемами и графьей, мастера смело импровизировали. Писали они преимущественно клеевыми красками по срубу, лишь слегка загрунтованному побелкой; довольствовались самой скромной палитрой цветов, что отнюдь не сковывало их декоративные возможности. В своих композициях мастера не всегда придерживались иконографических образцов. Пространство между сюжетами они охотно заполняли орнаментами, в которых  только им свойственной непосредственностью соединяли мотивы народного искусства, украшений печатных и рукописных книг, тканей, икон и т. д.

Несмотря на то, что в творчестве этих мастеров много наивности, оно никогда не было архаичным. Их искусство несет множество стилистических примет своей эпохи. Они жадно впитывали все новые представления о прекрасном, тем более что часто в церквах сосуществовали произведения художников высокого мастерства и народных живописцев.

Пожалуй, нигде так ярко не обнаруживается стилистическое единство художественной культуры, как в живописи и резьбе иконостасов. Оно объясняется не только демократическими основами художества того времени, но и той ролью в становлении реалистического искусства, которую сыграл Киев. Как известно из документов, в Киево-Могилянской коллегии (1632), а позже Академии (с 1801 г.) учились выходцы со всей Украины. Среди ее воспитанников были уроженцы Львова, Дрогобыча, Жидачева, Самбора, Хуста, Мукачева и Берегова. Там обучали философии, богословию, истории, литературе, медицине, многим языкам, фортификации и рисованию. В Киево-Печерской Лавре существовала школа живописи. Она была главным художественным центром всей Украины. Окончив Лаврскую школу, ее питомцы возвращались в родные места и распространяли не только высокое живописное профессиональное мастерство, но и патриотические освободительные идеи, укрепляли сознание единства художественной Культуры и пиетет к Киеву.

 В конце XVI — начале XVII в. украинский иконостас достигает высшего совершенства своих форм. В художественном синтезе он объединяет архитектуру, монументальную живопись и декоративную резьбу. На нем, как на предалтарной стене, куда обращены взоры прихожан, теперь сосредоточены самые главные тематические сюжеты, что неизмеримо подняло их идейно-художественное содержание и тем самым еще более усилило эмоциональное воздействие иконостаса. На смену стилевой системе, обязанной своим происхождением византийскому искусству, закономерно пришла новая стилистическая манера, покоящаяся на реалистических основах и связанная с итальянским Возрождением.
 

Читайте также: