Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Иконостасы

Иконостасы

Иконостасы — выдающееся явление в украинском монументальном декоративном искусстве. К сожалению, памятников древнее XVII в. не сохранилось, и теперь трудно сказать, как шла их эволюция. Как архитектурно-художественное целое они, вероятно, начали формироваться в XIV—XV вв. Для них характерно строгое и раз навсегда данное число икон и набор сюжетов. В первом ярусе иконостаса, в центре, всегда располагаются царские врата, а по его сторонам — наместные иконы «Богоматерь» и «Христос», дальше, слева и справа, — врата в ризницу и диаконник, а за ними две храмовые иконы. На цоколе чаще всего бывают написаны качие-либо сюжеты, выбранные заказчиком, или орнаментальные композиции. Над первым (наместным) рядом проходит ярус так называемых праздников, состоящий из двенадцати икон. Располагаются они слева направо в такой последовательности: «Благовещение», «Рождество богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Тайная вечеря», «Въезд в Иерусалим», «Сошествие св. Духа», «Вознесение» и «Успение». Над праздничным ярусом находится так называемый деисусный чин, состоящий из следующих икон: «Христос», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» и двенадцать апостолов по бокам, по шесть с каждой стороны. Наконец, в последнем ярусе располагаются двенадцать пророков, а над ними — распятие с предстоящими. Очень редко бывает еще и страстной цикл. Как видно, в деисусном ярусе украинских иконостасов никогда не бывает святителей.

В конце XVI в. резьба иконостасов еще была невысокого рельефа, чаще состояла из византийских или романо-готических орнаментов. Но уже в начале XVII в. преобладают растительные мотивы — акант и виноградная лоза — ренессансного характера. Рельеф ее хоть и остается невысоким, но становится более сочным и пластичным и напоминает белокаменную резьбу в архитектуре. В конце XVII в. резьба приобретает сквозной характер, благодаря чему иконостас имеет вид огромной ажурной завесы. Под влиянием барокко горизонтальные ярусы начинают получать криволинейные очертания, прихотливо изгибаясь над царскими вратами. Но закарпатские мастера вплоть до середины XVIII в. придерживались строгой тектонической структуры ренессансного иконостаса. Лишь в 1760—70 гг. в его резьбе начинают встречаться мотивы раковин и пальмет.

Кроме иконостаса важную роль в убранстве интерьеров украинских храмов играет резьба на сволоках (балках), скобах и одвирках (дверных лутках), а также мебель с резными фигурными ножками и спинками, а иногда и расписанная. Но все эти элементы вместе с иконостасом подчинены главному — архитектуре интерьера.
 

Читайте также: