Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Иконы Карпат

Наиболее древние иконы, которые были найдены на территории, заселенной бойками, недалеко от городов Дрогобыча и Старого Самбора, относятся к XIV в., — «Преображение» из села Бусовиско и «Георгий Змееборец» из Станыли около Дрогобыча (Львовский музей украинского искусства). Они поражают лаконизмом и четкостью композиционного замысла, изяществом форм и отточенностью силуэтов, колористической изысканностью. Иконы XV — первой половины XVI в. чрезвычайно разнообразны. Почти каждая из них, имея свои эмоциональный ключ, отражает вкусы заказчиков и традиции местной школы, восходящей своими истоками к искусству Перемышльской земли XII—XIII вв. Общим для всех этих икон является поэтичность их образов, особая ритмичность в построении ликов, грациозность фигур, изысканность силуэтов и утонченный колорит. Ярким примером тому могут служить «Архангелы» из села Дальовы (XV в.) и иконы XV в. из села Ванивки (Львовский музей украинского искусства).

Жители Карпат имели свой небольшой «репертуар» любимых святых, которые, по легендам, покровительствовали конкретным деяниям, теснейшим образом связанным с народным бытом. Среди них были Юрий, помогающий земледельцам, Никола, хранящий от пожаров, сопутствующий путешественникам, помогающий плотникам, Параскева Пятница, покровительница женского рукоделья и торговли, и импонирующие демократической среде бессребреники лекари Козьма и Дамиан. Иконы с изображением этих святых наиболее торжественны. Они отличаются декоративностью, интересным сопоставлением локальных цветов, сочностью колорита. В них можно увидеть отражение народных представлений о прекрасном. Своей красочностью они перекликаются с изделиями прикладного декоративного искусства, а также с росписями.

О знакомстве местных художников с западным искусством XIV—XV вв. говорят многие памятники этого времени. Так, например, икона XV в. «Св. Юрий» из села Звижень (Киев, Государственный музей украинского изобразительного искусства) несет на себе следы впечатлений от готики. Они сказываются в жестких изломах плаща святого, в фигурах рыцарей-стражей у стен замка, в архитектуре замковых башенок с флюгерами. Но эти детали, характерные для готики, не изменили национального образного лада иконы, как и готические башенки на украинских церквах Закарпатья.