Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Особенности почерка

Особенности почерка

Особенность творческого почерка зодчего церкви св. Николая проявляется не только в индивидуальном строе пропорций всего сооружения, но и в лаконизме и грубоватой простоте обрисовки его деталей. Стоит взглянуть на порезку, украшающую проемы ганка, или на орнамент на одвирках дверей, чтобы убедиться в этом. Дверной проем в бабинец обведен тремя полосами орнамента типа «веревочки», вырезанным решительно и незамысловато. Его внешняя полоса вверху, в углах образует большие круги, заполненные треугольной крупной порезкой; ниже этих кругов расположены по две меньших размеров розетки с шестиконечными звездами.

В интерьере храма сохранился иконостас, исполненный в 1748 г., как об этом говорит надпись на иконе «Св. Онуфрий», помещенной в его цокольном ряду.

Село Стеблевка одно из самых живописных в Закарпатье. Побывать в этом селе — все равно, что посетить музей народной архитектуры на открытом воздухе. Здесь что ни ворота, калитка, хата или сарай, то музейный экспонат, все сделано так высокохудожественно. Просторные хаты, как правило, «на две половины», иногда поставлены на высокий цоколь и со стороны южного фасада имеют открытую галерею на резных столбах. Кровли покрыты либо юнтом, либо (в последнее время) черепицей и высоко подняты, благодаря чему дома имеют импозантный вид. Особое своеобразие архитектуре села придает покраска зданий, которая всегда ярких цветов: синего, красного, оранжевого, охристого, бирюзового, голубого, розового или ослепительно-белого. Разноцветные хаты, яркое слепящее солнце, голубое марево тонущих вдали высоких гор создают невиданную симфонию красок. Все слилось здесь — и величавая природа с пышной и богатой растительностью, и необычайно художественная архитектура—в один калейдоскоп незабываемых впечатлений, чтобы обогатить и очаровать душу.

Почти в каждой усадьбе села Стеблевки столбы галерей домов, калиток и ворот густо покрыты порезкой, состоящей из геометрического орнамента в самых затейливых комбинациях. Ворота иногда бывают оригинальной навесной конструкции: невысокое легкое ажурное полотнище навешено на длинный брус, имеющий противовесом большой комель. Такие ворота легко вращаются.

Так же необычайно нарядны и праздничны интерьеры хат; они украшены белыми вышитыми полотенцами, цветастыми ковриками, дорожками и килимами, которые ярко выделяются на фоне стен интенсивных цветов.

В стороне от главной улицы села, на погосте, в окружении больших деревьев, виднеется уже знакомый нам по храмам в Александровне, Крайникове и Данилове выразительный силуэт церкви Рождества Христова, увенчанный башней со шпилем. Сейчас трудно решить, какой храм старше — крайниковский или стеблевский. В пользу церкви в Стеблевке говорит надпись с датой «1643», расположенная на престоле в алтаре. Огромные размеры колод (14 м в длину), из которых срублено здание, и патина на них также свидетельствует за то, что это древнейшее произведение плотничьего искусства. Вероятно, собственно сруб церкви Рождества Христова относится к XVII в., а верхние его части — к более позднему времени; позже переделкам подвергся и входной проем. Можно думать, что сооружения в Стеблевке и в Крайникове восходят к одному образцу, а именно к храму в Колодном. Они отличаются один от другого только венчанием и ганками. Их объединяет необычайная монументальность и героические черты в облике. Особенно оригинально в храме исполнены кресты. В их сложном рисунке христианская символика совершенно затерялась, и каждый из них воспринимается как изящная декоративная кружевная композиция.

Интерьер церкви Рождества Христова тонет в полумраке; в нем расположен иконостас, характерный для XVIII в., масса вышитых или тканых полотенец, стены украшены теперь почти исчезнувшими росписями, фрагменты росписей сохранились как в нефе, так и в алтаре, где есть дата, которую теперь уже трудно разобрать. Ее можно прочесть и как 1805 и как 1815 год. Во всяком случае, они исполнены, видимо, в самом начале XIX в. Автором их был Петр Токарев. Стиль росписей имеет все характерные приметы классицизма — четкий рисунок, отсутствие бурного движения, симметрия и строгое равновесие в композиции.
 

Читайте также: