Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Храм архангела Михаила

Храм архангела Михаила

Другой памятник XVIII в., расположенный в Негровце, — церковь архангела Михаила — относится к лучшим образцам так называемых башенных храмов. Поставленная на высоком холме невдалеке Теребли, она хорошо проектируется на синем фоне горы Негровец, тонко увязана с окружающей природой и будто вырастает из холма. Церковь архангела Михаила повторяет композицию ново-селицкой с той только разницей, что здесь башня над бабинцем отодвинута глубже, занимая только его восточную часть. Нижний массив храма (основной сруб до начала кровли) расчленен по горизонтали опасаньем, которое сливается с невысокой кровлей алтарного помещения. Неф и ба-бинец венчает нерасчлененная высокая кровля, а над бабинцем, как обычно, возвышается мощная башня, увенчанная высоким шпилем хорошо найденных пропорций. Мужественный образ сооружения, его массы скомпонованы виртуозным плотником.

В интерьере церкви архангела Михаила привлекает внимание не только первоклассный иконостас XVIII в., но и целый ряд икон XVI—XVII вв., развешенных в бабинце и нефе. Художник, писавший иконы для иконостаса, прекрасно знал законы оптического восприятия живописи и поэтому хорошо рассчитал масштаб своих композиций, точно продумал их колористический строй. Персонажи расположенного выше других апостольского ряда он изображает в ярких синих, красных, зеленых, охристых и белых одеждах. Крупные плоскости одного цвета он размещает по определенному ритму и в известной последовательности. Иконы праздничного чина он пишет в нежных тонах. Колорит их свежий и веселый. Крупноголовые, приземистые фигуры этого яруса великолепно исполнены в лаконичной фресковой манере. Одежды персонажей выдержаны в красной, серо-синей, зеленовато-серой и охристо-коричневой гамме.

Наместная икона «Архангел Михаил», расположенная справа от диаконских врат иконостаса, так же как и изображения апостолов и архангелов на вратах в диаконник и ризницу, принадлежат к лучшим созданиям художника. Великолепно написан панцирь Михаила: используя всего лишь сажу и охру, он добивается чудесного серо-зеленоватого тона, с которым хорошо гармонирует оранжево-красный плащ святого воина.

Икону «Богоматерь Одигитрия» XVII в., которая висит на северной стене нефа, писал народный мастер невысокой профессиональной выучки, но большого художественного темперамента. Одной рукой Мария поддерживает ребенка, в другой руке держит веточку стилизованных цветов, типа лесных колокольчиков. У нее крупные, простонародные черты лица.
 

Читайте также: