Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Даскалы

Угнетение и несправедливость вызывали к жизни острые протесты, перераставшие в вооруженную борьбу или стихийное восстание, которые обостряли самосознание, пробуждали чувства солидарности. Организация братств и усиление роли самоуправления в XVI в. подготавливали почву для появления в среде городского населения и мещан интеллигентов, находящихся в зависимости не столько от церкви, сколько от общества. Ими были даскалы — учителя, юристы, ораторы, проповедники, художники, архитекторы-строители. Возникают отдельные разрозненные очаги новой по качеству культуры, которая отрицала феодальную культуру. Но в силу особенностей социально-экономического развития Украины, в силу иноземной оккупации она не смогла развиться в полной мере, дойти до логического завершения — превратиться в новую гуманистическую культуру. Эти очаги были только ее предвестниками.

Тесная связь мещан города с сельским населением, пополнение их рядов выходцами из деревень накладывали известный отпечаток на культуру в целом, окрашивали ее в демократические тона, придавали ей народный характер. Мещане стойко держались родного языка и письменности, хотя иногда и пользовались латинским и польским языками.

Развитие городов в Западной Европе в XV в. увеличивало спрос на сельскохозяйственную продукцию, ввозимую из украинских земель. Шляхта, пытаясь получить больше доходов, ищет путей интенсификации труда зависимого населения. А так как главной формой его эксплуатации в это время является внеэкономическое принуждение, то землевладельцы стремятся закрепостить крестьян, подчинить их своей безусловной власти. Используются и экономические меры: возникают фольварки и общины, основанные на немецком (магдебургском) праве. В фольварочных имениях поселяются колонисты — мадьяры, поляки и немцы. У крестьян забираются лучшие общинные земли, пастбища, угодья и т. п. В ответ на усиление социального и экономического гнета население бралось за оружие. Восстания разрывали узкотерриториальную замкнутость отдельных районов, заставляли вступать в более тесные контакты и связи жителей отдельных местностей, содействовали их культурному сближению, закаляли их самосознание. Антифеодальная борьба, таким образом, была одним из решающих факторов, оказавшим воздействие на выработку начал нового мировоззрения, этики и морали, на формирование эстетических вкусов и, в конечном итоге, на развитие всех видов искусства.

На духовную жизнь украинского народа наложили известную печать и обширные международные связи. В XV в. украинцы принимали участие в гуситских войнах, ходили с поляками в походы против немцев, воевали в Молдавии и Турции. В Крыму они сталкивались с армянами, греками, грузинами, венецианцами, генуэзцами, арабами. Все это способствовало знакомству с многими народами мира, их обычаями, литературой и искусством и не могло не оказать известного воздействия на украинскую культуру. Вместе с тем нельзя не отметить известную ограниченность этого влияния. Объясняется это, прежде всего тем, что западноевропейская культура базировалась на враждебной православию католической идеологии, а культура Ближнего Востока — на агрессивном исламе. Тем не менее, процесс освоения культурного наследия, хотя и чрезвычайно медленно, но безостановочно совершался. Но самые тесные и непосредственные контакты были с русским и белорусским народами, которые были более близки украинцам и своей историей, и своей культурой.