Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Буковинская архитектура

Буковинская архитектура

В Герцаевском районе Черновицкой области, в селах Крупянское, Поляна, Петрашевка, Байраки и Великая Буда сохранились первоклассные памятники буковинской архитектуры. Чтобы посмотреть эти села, необходимо из Черновцов выехать на дорогу, ведущую в Герцу, и, доехав до села Цурень, свернуть вправо на Крупянское, а затем через села Великая и Малая Буда, Байраки и Петрашевку ехать до Поляны.

Церковь Благовещения (1772) в селе Крупянское — трехчастная в плане, с граненой апсидой. Вход в храм расположен с юга. Отличается эта церковь от рассмотренных выше тем, что у нее очень низенький сруб, сложенный из исполинских дубовых брусьев, которых по высоте до обреза нижнего края кровли укладывается всего четыре. Вынос кровли опирается на громаднейшие фигурные кронштейны, начинающиеся сразу же с нижнего венца. В граненой части апсиды смежные встречные кронштейны сходятся под обвязкой обрешетки кровли, образуя фигурные арочки. К сожалению, поздняя железная кровля испортила теперь облик храма. На южном фасаде нефа сохранились фрагменты росписей.

Апсида церкви Благовещения перекрыта сомкнутым срезанным сводом, центральный сруб — баней с одним заломом, а бабинец — зеркальным сводом. В храме находится низенький миниатюрный четырехъярусный иконостас с оригинальной резьбой, напоминающей орнаменты иконостаса в церкви в Дубовцах. Особенно прелестна наместная икона «Богоматерь с младенцем». Художник написал ее с цветком в руке.

Древнейшим буковинским храмом, сохранившим свою первозданную архитектуру, является церковь св. Николая в селе Поляне, построенная в 1618 г.

Далекой седой стариной веет от облика Полянского храма. План его, как в самых архаичных церквах, — трехчастный, бабинец одной ширины с алтарем, а вход устроен с южной стороны. Только алтарь и неф освещаются миниатюрными окошками, будто бойницами в крепостных сооружениях. Вынос кровли храма покоится на могучих фигурных кронштейнах, украшенных зубчатой порезкой. На граненой апсиде кронштейны вверху сходятся и образуют три причудливых арочки, плоскости которых пересекаются под прямым углом, как в храме в селе Крупянское. Накрыта церковь простой четырехскатной кровлей невысокого подъема и поэтому ничем не отличается от обычной хаты. Это сходство усиливается еще и тем, что кресты на коньке кровли почти незаметны. Мощные стены, черные от патины времени и сложенные из громадных размеров бревен, придают нижним частям храма весомость и грузность. Неподвижность массива здания подчеркивается и протяженной кровлей. В облике храма доминирует приземистость, горизонтальные линии простых членений. Перекрытие церкви аналогично храму в селе Крупянское. Интерьер ее, освещенный только двумя малюсенькими южными оконцами, на которые всегда падает тень нависающей кровли, выглядит романтичным и таинственным. Он самый своеобразный и необыкновенный по силе впечатления: в полумраке почти исчезают контуры пространства, и зенит бани совершенно тонет в темноте; причудливо мерцает слабым светом позолота иконостаса да изредка чуть видны белые вышитые полотенца. Строили церковь в селе Поляне руки чудесного народного мастера, чуждого всего нарочитого, вычурного. Его поэтическому взору виделись привычные с детства формы милой буковинской хаты.
 

Читайте также: