Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Буковинцы

От села Берегомет Черновицкой области начинается территория населенная буковинцами. Села тут носят иной характер, чем села лемков, бойков и гуцулов: улицы имеют плотную застройку, а дома почти все побелены и украшены двумя цветными полосами. Одна из них проходит под кровлей в виде фриза, иногда расписанного орнаментом, а другая, более широкая — внизу и всегда окрашена в очень яркий, чаще красный или синий цвет. Нижняя как бы предохраняет низ стены побеленной хаты от грязи, а верхняя несет архитектурно-художественную нагрузку, создавая логический переход от стен к кровле. Галерейки у домов встречаются редко, а вынос кровли, как правило, устраивается на фигурных кронштейнах. Иногдаа можно увидеть хаты, стоящие на цоколе и украшенные пилястрами с капителями причудливой формы и фризом.

В таких случаях стена между белыми пилястрами всегда окна в насыщенный цвет. Около каждой хаты всегда есть маленький дворик, который чрезвычайно опрятен; его хозяйственные постройки такие же аккуратные, как и хаты, и такие же разноцветные. Но иногда кроме глубоких колеров для покраски стен употребляют и нежные сиреневые, голубые, розовые, бирюзовые, охристые и другие сочетания цветов. Светотень и цвет придают буковинскому жилищу равнинных районов своеобразный веселый и нарядный вид. По красочности и разнообразию буковинские села не имеют себе равных.

Не только характер жилища на Буковине другой, хотя в плане это все та же «хата на две половины», иная здесь и культовая архитектура. Она принадлежит буковинской школе народного зодчества. Изучая план буковинского трехчастного храма, трудно уловить, чем он отличается от храмов других школ украинского деревянного зодчества. Все те же три квадратных сруба — большой, средний и два меньших с востока и запада. Но, глядя на храм, можно сразу уловить его особенности: здесь иная объемно-пространственная композиция. Тут нет опасанья я на кронштейнах или пиддашшя на стол бах и срубы накрыты довольно высокой кровлей. И даже в том случае, когда над средним помещением сделана баня, благодаря тому, что она низкая, силуэт храма издали напоминает хату. В интерьере изредка все три сруба имеют плоский потолок. Такова церковь св. Николая в Берегомете, возведенная в 1786 г. Но возможно, что ее бабинец относится ко второй половине XVII в. Ибо только на северной стене бабинца были росписи, которые по уцелевшим фрагментам можно отнести к XVII в. Они представляют большой интерес для истории украинского искусства. Это редкостный образец буковинской настенной живописи, которая украшает деревянные храмы.

Сохранившаяся композиция «Страшный суд» исполнена темперой по слабо загрунтованному срубу. Поражает необычайное сходство стиля этой росписи с живописью центрального нефа церкви св. Юрия в Дрогобыче. Здесь также на охристом светлом фоне в верхней части четко выделяются силуэты фигур, обведенные черным контуром. Персонажи изображены в красных, синих, коричневых и бледно-зеленых одеждах, написанных размашисто, широкими плоскостями. Особенно мастер любит сочетать красные и синие цвета. Так же уверенно и энергично коричнево-черной краской очерчивает он глаза, уста, нос и руки действующих лиц. Фон постепенно переходит от охристо-белого вверху к яркому оранжево-красному в нижнем правом углу, где изображен ад.

Композиция строго симметрична. В верхней части она почти точно наследует канонические схемы изображений Страшного суда. В нижней же представлено много эпизодов, связанных с местными злободневными темами, которые хотели видеть заказчики, а, возможно, и исполнители. Здесь и шинкарка, как образ пьянства, и разбойники, и клятвопреступники, и нечестные ремесленники.

Вся сцена написана с большим мастерством и, судя по всему, одним художником. Типаж персонажей народный, украинский; лица у них круглые, с крупными чертами.

Иконостас, расположенный в центральном нефе церкви св. Николая, также представляет большой интерес. Особенно великолепны его царские врата. Их створки украшены сквозной резьбой, состоящей из крупных стеблей виноградной лозы, которые, изгибаясь, образуют выразительный рисунок.
В медальонах, как обычно изображены «Благовещение» и четыре евангелиста.

На северной стене нефа  висит наместная икона «Св. Николай» конца XVII Поразительно красиво цветовое сочетание нежно-зеленых и красно-розовых тонов одежды святого с серебряным орнаментированным фоном и золоченой сочной резьбой колонок обрамления. Лик Николая напоминает лица буковинских благообразных старцев.