Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Украинская живопись

Украинская живопись

В XVI в. в украинскую живопись проникают реалистические приемы. Раньше всего они появились в иконах праздничного и страстного циклов и в иконах «Рождество богородицы», «Рождество Христово» и «Страшный суд». Рисунок вполне точно начинает передавать анатомически правильно построенное человеческое тело, живопись — объемную форму при помощи светотеневой моделировки. Если раньше складки одежд имели плоскостной характер с линейной разделкой, то теперь они изображаются объемными. В иконописи XI—XIII вв. композиции всегда были симметричны, действие развертывалось на плоскости либо в неглубоком пространстве, теперь же пишут архитектуру такой, какой видят в окружающей действительности, а фигуры располагают в пространстве по законам перспективы. Но вместе с тем от искусства предшествующих эпох остается любовь к позолоченным фонам, которые с XVI в. делают рельефными. В XIII—XV вв. на иконах рельеф украшает только нимбы святых, а теперь, видимо, из желания теснее связать живопись с резьбой иконостаса, весь фон на иконах делают рельефным, сплошь орнаментированным.

Но что особенно многообещающе для дальнейшего развития искусства — это изображение человека. На иконах XVI— XVII вв. вместо канонических ликов предстают живые человеческие лица, с неповторимыми индивидуальными чертами. Иконописцы не довольствуются условным обобщенным письмом, но стремятся к более верной передаче сначала только чисто внешних черт и подробностей. Затем, овладев мастерством, они пытаются передать душевное состояние человека, хотя и самое общее — горе, боль и страдание. Под влиянием вкусов простолюдина и ремесленника-горожанина типаж становится иным, он получает характерные черты этнического украинского типа. Художники пишут святых как живых людей из плоти и крови, смотрящих на зрителя внимательными, добрыми, ласковыми глазами. Идеалом искусства становится человек, хотя, правда, еще в религиозных покровах. Снизводя божество на землю, очеловечивая его, искусство тем самым поднимало этическое значение человека. Теперь в живописи ценится доходчивость, правдивое изображение не только окружающего мира, но и особенно людей. Жизнерадостное восприятие действительности становится господствующим, устремление к потустороннему вытесняется интересом к материальному, предметному миру, к телесной красоте. В прекрасных художественных образах утверждается ценность личности, ее значимость.

Зачастую священные сюжеты теперь истолковываются как жанровые сценки. Действие развертывается в обстановке реальных жилых домов, в родном пейзаже, а персонажи одеты в обычные украинские городские, а иногда и сельские костюмы. Подобная тенденция подготовляла выделение из иконописи светских жанров: портрета, пейзажа, исторической и жанровой тематики. Характерной особенностью живописи XVII—XVIII вв. является любование декоративной красотой цвета и любование аксессуарами: художники с увлечением пишут одежды, обстановку, пейзаж и архитектуру. Перед ними встал мир во всей своей прелести, и это было радостным открытием. Поэтому в произведениях XVII—XVIII вв. так причудливо соединены возвышенное с будничным, монументальность с детализацией.

Закарпатские же мастера в это время остаются верны идеалам искусства Ренессанса, весь лад их образов все еще проникнут строгим и величественным духом. Смена стилей в их творчестве не происходила так резко; элементы барокко проявлялись только в изображении частностей — орнаментов, деталей архитектуры и некоторых особенностей костюмов и обстановки.

 

Читайте также: