Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Ротонды

Ротонды

Чешские, польские и венгерские ротонды отличаются от украинских ротонд-храмов простотой и лаконизмом масс как во внешнем облике, так и во внутреннем пространстве. Украинские ротонды в своей объемно-пространственной структуре более живописны не только благодаря их усложненному очертанию плана, создаваемому полуциркульными конхами, но и контрастной игре вертикальных линий и криволинейных очертаний арок-конх.

Большой интерес представляют фрагменты фресок, украшающие северозападную конху ротонды Николая в Горянах. Как уже говорилось выше, вероятно, они исполнены во время княжения Даниила Галицкого и его сына Льва. На уцелевшей части композиции представлен сидящий на троне мужчина, возможно, король или император, обутый в красные сапоги и одетый в мантию, богато орнаментированную по подолу. Совершенно славянский тип широкоскулого лица, коротко подстриженная борода и небольшие густые усы придают его облику конкретные, портретные приметы. Не есть ли в его облике черты Даниила Галицкого или Льва Данииловича? Кстати, князь Лев Даниилович на своих печатях изображен с бородой. В этой же конхе написан восседающий на сером коне, очевидно, Юрий Змееборец. Фигура Юрия крупноголовая, приземистая. Стиль этих фресок указывает на знакомство мастера с романским искусством.

Росписи, исполненные в 1360—70 гг., различной сохранности, уцелели только в четырех конхах и в куполе. Они размещаются в три регистра: верхний на сводах конх, два нижних — на стенах; от пола на высоте полутора метров проходит панель, расписанная завесами или платами. Сюжеты на стенах расположены так, что их рассмотрение нужно начинать с северо-восточной конхи, слева направо, сначала верхний регистр, затем нижний. Сцены следуют одна за другой беспрерывно, без разделительных полос. Только пространственные интервалы-паузы между группами персонажей позволяют различать отдельные сюжеты. Художник умело приноравливает отдельные композиции к плавности изгибов стен храма в плане. фрески, подобно ковру, стелются по криволинейным стенам.

Такое композиционное решение росписей, пожалуй, лучше всего подходило для данного интерьера шестиконховой ротонды. Зритель мог охватить их взором сразу и мог неторопливо, «читая» строчку за строчкой, обозревать каждую фреску отдельно.

В зените купола изображен вседержитель, а на шести гранях барабана купола — двенадцать апостолов. Между апостолами, сгруппированными попарно, написаны орнаментальные композиции, напоминающие позднейшие мотивы украинского народного искусства — «вазон с гильцем».

На своде восточной конхи представлен Христос, на своде северо-восточной — богоматерь, а на юго-восточной — неизвестный сюжет (на остальных сводах живопись не сохранилась). Сюжеты на стенах ротонды расположены в таком порядке (начиная с северо-восточной конхи): в верхнем ярусе — «Благовещение», «Рождество Христово», «Дары волхвов» «Ирод дает распоряжение избивать младенцев», «Вифлеемская резня младенцев», «Бегство в Египет», «Святое семейство» и «Тайная вечеря», в нижнем ярусе: «Моление о чаше», «Петр отрубает ухо рабу», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Заушение», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Явление женам-мироносицам» и три великомученицы, среди которых можно опознать Варвару и Екатерину.

Главной темой горянских фресок являются апокрифы и гимны Марии. Единая тема материнства представлена в сценах: «Благовещение», «Дары волхвов», «Бегство в Египет» и «Распятие». Женщина выступает здесь как действующее лицо: вначале как молодая невеста, затем счастливая, а в конце — страдающая мать. Среди многих изображений Марии наиболее впечатляет ее нежный одухотворенный облик в «Благовещении».

В «Дарах волхвов» художник рисует богоматерь сидящей на троне с младенцем на коленях. В ее осанке — сознание собственного достоинства. Для живописи этого сюжета характерен удивительно тонкий колорит, он пленяет сочетанием светлого коричнево-зеленоватого мафория с изумрудно-зелеными отворотами и белой рубашки младенца. Не менее поэтичной, чем в «Благовещении», предстает Мария в композиции «Бегство в Египет». Она сидит на ослике естественно и непринужденно, левой рукой поддерживает младенца, а указательным пальцем правой руки закрывает ему уста, чтобы нечаянный крик ребенка не выдал их погоне. Нежный, серо-голубой фон и охристо-зеленый позем прекрасно гармонируют со светло-охристыми одеждами Иосифа и бледно-красным гиматием и бело-розовым мафорием Марии.

Наряду с появлением впечатляющих, жизненно-конкретных деталей (жесты, позы, психологическая связь изображаемых персонажей) во фресках Горян сохраняется еще много условного в приемах написания одежды, пейзажа и архитектуры. Их колористический строй тяготеет к плоскостно-декоративным традициям, характерным для византийского и, в частности, киевского круга памятников XII в. В композициях, где нет многопланового расположения фигур, например в «Тайной вечере» мастер стремится к убедительной передаче душевного состояния каждого персонажа при помощи внешней характеристики. Здесь все апостолы нарисованы в движении: один из них ломает хлеб, другой только собирается взять кусок хлеба, третий подносит ко рту ломоть, а четвертый — чашу с напитком. Христос поднял руку, призывая ко вниманию, а юный Иоанн припал к его груди. Вместе с тем поза отдельной фигуры, ее жесты и силуэт здесь подчинены общему замыслу. В «Поцелуе Иуды» все действующие лица изображены в пространстве. Первый план занимают раб и Петр, второй — Христос и Иуда, а далее — толпа воинов. Так же в несколько планов расположены многочисленные фигуры в сценах «Христос перед Пилатом», «Заушение», «Моление о чаше» и «Вифлеемская резня младенцев».
 
 

Читайте также: