Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Роспись церкви

Роспись  церкви

О времени и авторе росписей церкви Параскевы над дверями в неф сохранилась следующая надпись: «Року божого 1779 совершися месяца августа 6 Стефан маляр Теребельский».

Так как алтарь, неф и бабинец имеют небольшую высоту, росписи в них расположены всего в два регистра, не считая сцен, написанных на своде. В алтаре, на восточной стене в центре изображен в широкой арке евхаристический сюжет — престол с жертвенником и стоящие по сторонам Василий Великий и неизвестный святой. По бокам ее, в более узких арках, написаны архидиакон Стефан и Афанасий Александрийский. Во втором ярусе — «Жертвоприношение Авраама» и «Видение патриарху Александрийскому».

На южной стене алтаря внизу представлены — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Мартин, папа римский, епископ Леон, Антоний и Феодосий Печерские; над ними — святители и архиепископы. На северной стене внизу — патриарх Софроний, святитель Николай, архиепископы Никифор и Антоний, епископ Артемий и Иван Сучавский; над ними — святители, епископы и архиепископы. Фигуры первого яруса как на северной, так и южной стенах разделены колонками, увитыми виноградной лозой. Палитра мастера алтарных росписей сдержанна и лаконична. На теплом светло-охристом фоне прекрасно выделяются силуэты фигур, написанные либо в более интенсивных коричнево-охристых, синих и зеленых тонах, либо совершенно черной краской, как фигуры Антония и Феодосия.

В нефе на своде изображены сцены из Апокалипсиса; на стенах, в нижнем регистре — мученики и мученицы в медальонах, а в верхнем — Страсти. На северной стене — «Бичевание», «Несение креста» и «Прибивание к кресту», на южной — «Моление о чаше», «Целование Иуды» и «Христос перед Каиафой».

Сцены Страстей представлены на светло-синем фоне, с которым хорошо гармонируют интенсивные темно-синие, красные и светло-охристые одежды персонажей. С этими насыщенными цветами мастер тонко аранжирует охристо-серые, бледно-зеленые и светло-коричневые тона. По динамике композиции, остроте рисунка и психологической характеристике образов особенно хороши «Несение креста», «Прибивание к кресту» и «Моление о чаше».

Росписи бабинца принадлежат кисти другого мастера, возможно, помощника Стефана. На потолке написаны по белому фону растительные орнаменты и сюжеты из Апокалипсиса, исполненные в очень своеобразной манере, напоминающей акварельную технику. Среди них привлекают внимание большой оригинальностью четыре апокалиптических всадника. На стене, некогда разделявшей неф и бабинец, была представлена композиция «Страшный суд», от которой уцелели только небольшие фрагменты; на других стенах бабинца, как и в нефе в нижнем регистре, изображены мученики и мученицы в медальонах.

Живопись этого мастера уступает экспрессивному письму Стефана в нефе, и вышколенной, несколько шаблонной манере изображений в алтаре. Но зато типы персонажей росписей в бабинце выразительны и более народны.

Стенопись церкви Параскевы в Александровке наглядно отражает кризис феодальной идеологии и все больший отход религиозного искусства от запросов жизни. В них почти совсем исчезает монументальность, высокий гражданский пафос. Их пронизывает некоторая сухость и немощь. Церковная схоластика, стремление увести мысли народа от реальной жизни, навязать ему идеи аскетизма и покорности судьбе проявились здесь и в варьировании на все лады апокалиптических сцен гибели мира.
 

Читайте также: