Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Горянские ротонды

Горянские ротонды

Художественный стиль мастера фресок горянской ротонды носит следы влияния постджоттовского искусства, а также имеет точки соприкосновения с памятниками живописи XIV в. Тироля, Чехии и Польши. Мастера Горян с фрескистами Запада сближает стремление к овладению реалистическим художественным методом и любование нежным, прекрасным лирическим типом девы Марии. Подобная тенденция в искусстве возникла под влиянием культа мадонны в средневековой Европе, когда впервые женщина была поднята на высокий нравственный пьедестал, была открыта ее привлекательность, красота, ее обаяние, когда появилось рыцарское уважение к ней, смягчались нравы, менялись вкусы. Сильный толчок распространению почитания богоматери дали также ереси, целью которых было ограничение божественности Христа.

Очеловечивая евангельские образы, средневековые живописцы нарушали строгую иератичность религиозного искусства, подготавливали почву для духовной эмансипации человека, что было необходимой предпосылкой для становления гуманистического самосознания.

Монументальное искусство XII—XIII вв., которое мастера Горян могли видеть в Галиче, Перемышле, Львове и Закарпатье, не могло не оказать воздействия на их воображение. Вот почему фрески в Горянах имеют ряд черт, которые отличают их от западноевропейских росписей этого же времени. В сценах Страстей художников Запада, как правило, всегда изображена толпа, много действующих лиц и подробностей. В Горянах, наоборот, в сюжетах, посвященных Христу, количество персонажей сведено до минимума и таким образом композиции не перегружены. Это, пожалуй, наиболее характерная особенность горянских фресок, выполненных в XIV в.

В XV в. в церкви св. Николая с запада был пристроен большой прямоугольный неф без опорных столбов. На восточной стене этого помещения по сторонам арки, ведущей в ротонду, сохранились росписи, относящиеся ко времени сооружения нефа: слева «Благовещение» и под ним «Покров богоматери», справа — «Распятие». Они значительно отличаются от фресок ротонды, исполненных а 1360—70 гг. Мастер, написавший их, вероятно, был воспитан на традициях готического искусства чешской школы. В пользу этого говорит их монохромный колорит, экспрессия и острота характеристик каждого образа, типичные для поздней готической живописи. В «Распятии» художнику удается глубоко и тонко раскрыть внутренний духовный мир действующих лиц. Особенно впечатляет страдающая и падающая в обморок богоматерь.

Западноевропейское искусство оказывало воздействие на украинскую живопись не только через изобразительный язык, но и через иконографию. Если в XIII — первой половине XV в. на Украине культивировался сюжет «Покров богоматери» в восточнославянской редакции, то во второй половине XV в.— уже в западноевропейской иконографии, связанной с готическим искусством Чехии или в типе «Мадонна делла Мизерикордия». Примером может служить изображение «Покрова богоматери» в Горянах. Со временем, в XVI—XVII вв., «Покров богоматери» типа «Мадонна делла Мизерикордия» приобретет самое широкое распространение, так сказать украинизируется, и Мария получит все черты национального образа богоматери — заступницы и покровительницы местного населения в борьбе против иноземных захватчиков, за национальную свободу и независимость.

В селе Среднем, находящемся точно на середине пути между Ужгородом и Мукачевым, отчего и происходит его название, расположены руины донжона XIII е. Стоит он среди земляных укреплений, от которых остались два ряда рвов и валов, теперь заросших травой и камышом.
 

Читайте также: