Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Даниловская церковь

Даниловская церковь

Храм в Данилове принадлежит к хустской группе памятников, которую некоторые исследователи называют «готической» либо «псевдоготической», что совершенно неверно. В этой группе зданий нет ни своеобразной композиции масс ни глубинного раскрытия внутреннего пространства, характерных для готической архитектуры. Единственная деталь готики — тонкий шпиль. Но, как известно, определяющими признаками стиля сооружения служат его объемно-пространственная структура и плановая организация, а они здесь типичны для украинского деревянного зодчества, для лемковской школы, которой присуще асимметричное решение композиции объемов. Позаимствованный же из готической архитектуры элемент — высокий шпиль — украинские народные мастера лишь сумели органически соединить с искони традиционными формами.

Мастер даниловской церкви прекрасно учел восприятие здания в реальном окружении и поэтому выбрал для его местоположения крутой высокий холм, который является как бы его пьедесталом. С какой бы стороны села ни подходить к храму, отовсюду он воспринимается в сильном ракурсе.

У него, как и у новоселицкого храма, неглубокое алтарное помещение как бы приплюснуто к нефу. Плотник, возводивший церковь св. Николая, обладал тонким художественным чутьем и острым чувством ритма, пропорций и динамики. Чтобы усилить общее ощущение легкости, он нижнюю часть храма делает тяжелой, массивной, нерасчлененной. Почти закрытый ганок, где есть только дверной проем и по сторонам его шесть небольших арочек с коротенькими и очень толстыми столбиками, также способствует впечатлению грузности. Но уже аркаду над бабинцем мастер делает легче, а столбики тоньше. Этим зрительно облегчались верхние части сооружения.

Башня над бабинцем соразмерна массам храма. Из всех известных деревянных башен даниловская наиболее изящная, стройная и высокая — ее высота равна 35 м. Это не такие уж громадные размеры, но благодаря тонко найденному масштабу она воспринимается необычайно высокой. Кроме того, ее пропорции найдены удивительно тонко и точно, и поэтому общий силуэт храма поразительно динамичен. Глядя на него, кажется, что в своем неудержимом движении ввысь он вот сейчас преодолеет земное притяжение и стремительно взлетит 8 небо.

Своим топором даниловский плотник действует легко и уверенно, как скульптор резцом. Ажурная порезка обшивки подсябитья башни, арочки в венчании, изящные башенки на углах у основания великолепной иглы шпиля — верх совершенства и исполнены настоящим артистом своего дела, талантливым народным художником.

Всю творческую энергию зодчий вложил в архитектуру экстерьера. Поэтому интерьер церкви он делает скромным и непритязательным; его спартанскую простоту оживляет только своеобразный вырез арки в стене, разделяющей неф и бабинец.

Местность в окрестностях Данилова холмистая и привлекательная, здесь много садов, есть и виноградники, среди которых проходит дорога в село Александровку, расположенное в нескольких километрах от Данилова. Церковь св. Параскевы в Александровке, вероятно, возведена в XVII в., как можно судить по формам ее сруба и патине на нем. На довольно высоком холме, совершенно лишенном деревьев, господствуя над селением, стоит церковь. Построенная раньше даниловского храма, она имеет менее вытянутые пропорции. Массы ее также компактны, формы башни изящны, но весь силуэт менее динамичен. В общем облике этого храма преобладают гармония, равновесие, спокойствие, величавость и торжественность.

Если церковь в Данилове проектируется всегда на фоне неба, что оптически еще более утоняет ее формы, то храм в Александровке проектируется в разных условиях—то на фоне неба, то, большей частью, на фоне окружающих холмов. Он прекрасно обозревается со всех сторон и виден отовсюду издали.

Пожалуй, ни у одного здания этого типа так изящно не нарисовано венчание, как у церкви Параскевы. Обшивка подсябитья заканчивается ажурным орнаментом, состоящим из ряда свисающих трилистников. Арочки верха башни очень хорошего рисунка и слегка вытянуты. Четыре маленьких шпиля, расположенные вокруг центрального, посажены не, как обычно, на башенки, а как бы на небольшие четырехарочные кивории, накрытые низенькими, очень похожими на шляпки грибов, кровлями.

Интерьер церкви Параскевы когда-то хранил в себе древние архитектурные традиции. Первоначально ее бабинец отделялся от нефа стеной с одним дверным проемом. Позже, в середине XIX в., для лучшей пространственной связи бабинца с нефом эту стенку вырезали.

В центральном нефе наибольший интерес представляет иконостас. Привлекает внимание прежде всего его необычная композиция. Царские врата и «Деисус» над ними имеют обычные пропорции. Но в праздничном и апостольском ярусах, в связи с тем, что ширина нефа очень незначительна, колонки иконостаса поставлены довольно близко одна от другой. Поэтому пропорции двенадцати икон каждого из этих ярусов имеют сильно вытянутую прямоугольную форму. Сочная резьба иконостаса типична для конца XVII — начала XVIII в.

 

Читайте также: