Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Церковь святого Николая

Церковь святого Николая

Храм св. Николая стоит на маленьком полуостровке, омываемом горным ручьем, бегущим по каменистому руслу и создающим всегда приятный шум. Ручей образует узкий плес перед самым храмом, а ниже ниспадает водопадом. Разросшиеся деревья теперь почти совсем скрывают от взоров скромную церковь. Зодчий сумел не только хорошо скомпоновать живописные массы сооружения, но и вписать его в окружение, проникнутое безмятежностью и покоем.

Эта церковь, также бойковской школы, более живописна, чем храм Успения. Ее план тоже трехчастный, но восточный сруб не прямоугольный, как обычно, а граненый. Кроме того, верхи над нефом и алтарем не квадратные, а восьмигранные и только над бабинцем — архаичной пирамидальной формы. Восьмерики заломов нефа и алтаря невысокие, их размеры и пропорции хорошо найдены, а обшивка гонтой придает им пластическую выразительность и красоту. Верх над бабинцем разделен на два яруса аркадой-галерейкой. Небольшие арочки этой галерейки придают храму светские черты, усиливают впечатление монументальности и зрительно увеличивают истинные размеры бань.

Уютный, слабо освещенный интерьер церкви св. Николая как нельзя лучше передает ощущение умиротворения и покоя. Соразмерный внутреннему пространству четырехъярусный иконостас имеет простые и ясные членения, среди которых выделяется среднее поле с царскими вратами и «Деисусом» над ними. Резьба его колонок скромная и несквозная, скорее типична для XVII века, а живопись икон по-народному незатейлива, но ярка, выразительна и декоративна.

Из Турки дорога поднимается вверх и на высоте почти 900 м проходит через Ужоцкий перевал. Хотя горы эти невысоки, но именно здесь проходит водораздел бассейнов рек Дуная, Днестра и Вислы. Высокие горы начинаются за перевалом, где отдельные вершины достигают 1155 м над уровнем моря. Между их крутыми склонами затиснуты неширокие ущелья, по дну которых мчат быстрые горные реки. В колорите пейзажа преобладают синие тона различных оттенков — от густых синих на ближних до темно-голубых, прозрачных, как акварель, в горах дальнего плана.

Первым памятником деревянного зодчества бойковской школы, который встретится на этой дороге за перевалом, будет храм архангела Михаила в селе Ужок 1745 г., поставленный на откосе высокого холма. Своими лаконичными формами он великолепно вписывается в горный ландшафт. Три квадратных в плане сруба предопределили композицию его объемов, где доминирующее место принадлежит среднему, верх которого имеет два квадратных в плане залома и шатровое завершение. Верх над алтарем сделан более низким и с одним заломом. Над бабинцем устроена небольшая колокольня, которая по высоте намного превышает алтарный верх, но ниже центрального, что лишает массы храма неподвижности и вносит в его общую композицию элемент динамики и живописности.

Из низкого, темного бабинца, через арку-вырез можно увидеть расположенный в главном помещении резной позолоченный иконостас. Так как верхние части бани нефа погружены во мрак и зенит ее почти не улавливается, усиливается ощущение высоты этого помещения, хотя в абсолютных размерах оно весьма скромно. Живопись и резьба иконостаса носят печать большого своеобразия и декоративности. Особенно запоминаются царские врата, на полотнищах которых мастер расположил два симметричных изгибающихся стебля, в верхних завитках которого в медальонах он написал «Благовещение», а в нижних — четырех евангелистов.

В нескольких километрах в стороне от Ужка в селе Гусном находятся сооружения XVII в. — храм св. Николая и колокольня. Плотник, построивший в 1655 г. церковь и колокольню, был воспитан на традициях галицкой школы. Два из трех квадратных срубов церкви (бабинец и алтарь) он увенчал пирамидальными банями, а центральный — мощной баней на восьмерике. Бани он поставил очень тесно, чем достиг большой монументальности и величия. Арсенал средств, которые использовал здесь мастер, до чрезвычайности просты — всего три вертикальных объема и всего три ясных горизонтальных членения: широкое опасанье, карнизы срубов и карнизы оснований кровель бань. Храм св. Николая возведен уверенной и твердой рукой. В нем нет ничего лишнего, ничего, что не было бы оправдано конструктивной или функциональной необходимостью. Поставленный на мягком склоне горы, на фоне синеющих гор, он является свидетелем давно ушедшей эпохи и памятником народному творческому гению.
 

Читайте также: