Карта Карпат
В-Карпатах - всё об украинских горах Карпатах - статьи, фото, другие материалы.

Этническая связь

Активная общественно-политическая борьба в XVI—XVII вв. широких народных масс против феодальной неволи и национального гнета оказала огромное воздействие и на искусство. Художники все чаще начинают изображать то, что было любимо народом, что они видели в окружающей жизни. Особенно популярными стали житийные иконы и страстные сюжеты. Типаж становится более простонародным, национальным.

Этическая связь страстных сцен изобразительного искусства с литературными произведениями на тему страстей несомненна. Западноевропейские писатели изображают страсти чрезвычайно подробно. Так же подробно страсти предстают и в живописи. Мастера готики иногда с тщательностью и порой с мелочными подробностями рисуют сцены четвертования, распятия и надругательств. Тем самым они нередко нарушают эстетический такт и теряют чувство меры.

Точность и образность в описании страстных событий и особенно мук Христовых не могли не оказать воздействия на развитие  эстетического вкуса, а следовательно, и на живопись, которой предъявляются требования более верно и конкретно воспроизвести ту или иную сцену. В украинском искусстве мастера не увлекаются изображением изощренных казней. Они всегда придерживаются художественной правды, целью которой является возвышенная трактовка сюжета, желание вызвать моральное сострадание, внушить чувство высокого уважения к человеку, его этической самоценности. В таких сюжетах, как «Рождество богоматери», «Рождество Христово», «Благовещение», «Христос», «Распятие», «Спас нерукотворный», заметно воздействие апокрифов. В иконе «Страсти» второй половины XVI в. из села Багноватого, около Турки (Львовский музей украинского искусства) уделяется много внимания жанровым сценам. В них художник, переосмысливая заново сюжет, акцентирует образы отрицательных персонажей, добиваясь характерности типажа. Иконописцы в XVI в. ставят перед собой много новых задач. Их перестает удовлетворять плоскостность иконы, а художники бойковской школы первые изображают в иконах карпатские пейзажи вместо традиционных гор с лещадками (икона «Преображение» из села Яблунева, царские врата из села Плавье, икона «Рождество Христово» из села Лопушанки, все — во Львовском музее украинского искусства).

Искусство второй половины XVI в. окрашено сильным воздействием народного творчества. В это время на Бойковщине существовала школа, из которой вышла группа мастеров, хотя и отличающихся талантом и выучкой, но принципиально близких друг другу. В их иконах преобладают фигуры с приземистыми пропорциями, чрезвычайно поэтичный и простодушный типаж; желание как можно естественнее по цвету писать лик сочетается со стремлением к орнаментальной трактовке волос и складок одежд; определенную декоративную роль играют рельефные золотые и серебряные фоны (иконы «Св. Николай» из села Бусависко, «Св. Николай» из села Вовче, обе — во Львовском музее украинского искусства).

Перед отдельными видами искусства в XVI—XVII вв. стояли свои особые задачи, обусловленные их спецификой. Так, например, для настенной живописи, призванной создавать торжественные, возвышенно-прекрасные ансамбли, образами своими апеллировать к чувству масс, главной была органическая связь ее с архитектурой. Поэтому монументальные формы и лаконичный образный язык являлись ее наиболее характерными приметами. Иконописи же, отвечавшей чаще всего индивидуальным требованиям заказчика, присуще лирическое начало, согретое искренним человеческим чувством.